Сенат в Бразилии проголосовал за то, чтобы подвергнуть президента Дилму Русеф следствию по предполагаемым финансовым махинациям. В результате она временно отстранена от обязанностей, а исполняющим обязанности президента стал ее оппонент вице-президент Бразилии Мишел Темер.
Редакция NY Times пишет, что политический кризис в Бразилии усугубляется. Спустя несколько часов после голосования в сенате Русеф заявила, что попытка подвергнуть ее импичменту имеет отчетливое сходство с государственным переворотом. По ее словам, она могла совершать ошибки, но никогда не совершала преступлений. Это спорный вопрос, комментирует редакция, но она права в том, что подвергает сомнению мотивы и моральный авторитет политиков, которые пытаются отобрать у нее власть.
Ее переизбрали президентом в 2014 г., и хотя она была не лучшим политиком и довольно посредственным лидером, нет никаких свидетельств в пользу того, что она злоупотребляла властью ради личной наживы. Между тем, такие свидетельства имеются в применении к тем, кто больше всех старается отстранить ее от власти.
При этом, продолжает редакция, велика вероятность, что сенат сочтет Русеф виновной в финансовых злоупотреблениях, раз уж он так единодушно проголосовал за следствие. Это значит, что остальные политики с легкостью вернутся к своим обычным методам ведения дел по принципу «за всё надо платить», и бороться с этим будет невозможно.
Бразилия сейчас находится в нестабильном состоянии по итогам худшей рецессии со времен 1930 г., и этот политический кризис подрывает развитие молодой демократии, считает редакция.
Между тем, полномочия главы государства перешли Мишелу Темеру. Государство на этот момент находится в трудном положении, пишет The Economist. Его экономика за последние два года сильно сокращается и в общей сложности рискует сократиться на 7,5%. Инфляция и безработица находятся на уровне 10%. Политическая система пребывает в кризисном состоянии: в конгрессе ссорятся между собой 25 политических партий.
Таким образом, Темеру предстоит решать непростую задачу, и его положение незавидно. Будучи оппонентом Русеф, он планирует заменить ее подходы своими. Если Русеф больше полагалась на политику государственного вмешательства, то Темер собирается делать ставку на рынок. Он будет сокращать государственные затраты и поощрять частное инвестирование в бразильскую инфраструктуру. Также он намерен сократить число министерств с 32 до 23. Это отчасти будет символическим жестом, призванным показать, что в нынешней ситуации страдают не только граждане, но и государственные структуры.
Теоретически, комментирует The Economist, это звучит рационально. Практически все эти нововведения будут сталкиваться с проблемами. Во-первых, чтобы экономика пошла на поправку, нужно что-то сделать с огромным бюджетным дефицитом. Во-вторых, конгресс никогда не был склонен одобрять бюджетные сокращения и повышение налогов, и, скорее всего, будет сопротивляться таким инициативам, особенно в преддверии местных выборов, которые должны состояться в октябре. Наконец, у администрации Темера недостаточно поддержки, чтобы она могла заняться проведением радикальных структурных реформ – например, сокращением пенсий или либерализацией трудового законодательства.