будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Великобритания Евросоюз
Июль 12, 2025
Мир
Сакоян Анна

Британия, ЕС и торговая сделка

Британия, ЕС и торговая сделка
800-600_iHYWfou
Прохожий на фоне британского флага. Источник: flickr.com

На прошлой неделе Британия и ЕС наконец пришли к компромиссу по главным вопросам первого этапа переговоров. Это означает, что теперь можно будет перейти к следующему. Комментаторы в СМИ уже начали обсуждать перспективы.

Financial Times пишет предполагаемой торговой сделке. Брюссель и Лондон сходятся на том, что образцом для выстраивания торговых отношений между Британией и ЕС должно стать торговое соглашение между ЕС и Канадой. Со стороны Брюсселя об этом первоначально говорили в угрожающем ключе: после отделения Британия не сможет рассчитывать ни на какие преференции, и ей останется только заключить соглашение в общем внешнеторговом порядке. Теперь в Британии тоже заговорили про канадскую сделку, но уже в том духе, что это должна быть «Канада плюс плюс плюс» - соглашение, созданное на основе канадского, но предполагающее гораздо больше привилегий.

ЕС настаивает, что выбирать можно только между двумя жестко оговоренными сценариями — канадским и норвежским. Норвегия имеет доступ к единому рынку ЕС, но она же готова во многом и играть по правилам ЕС. А если Британия к этому не готова, то она будет наподобие Канады. Для Британии важная проблема с канадским соглашением в том, что оно ориентируется на торговлю продуктами, а не услугами, в то время как услуги составляют 70% британского производства и 40% ее экспорта. Поэтому Британия собирается добиваться сделки совсем другого плана, пусть и отсылающей к канадскому варианту. Один из аргументов в пользу возможности привилегий состоит в том, что, в отличие от Канады, британские рыночные стандарты полностью соответствуют стандартам ЕС, то есть рынки совместимы гораздо лучше.

 
Британская ферма / flickr.com

Telegraph пишет, что премьер-министр Британии Тереза Мэй, обращаясь к своему парламенту, заявила, что Британия не будет платить ЕС согласованную сумму (около 40 млрд. фунтов стерлингов), если по итогам дальнейших переговоров не удастся прийти к выгодной торговой сделке. На самом деле Мэй и раньше не раз подчеркивала, что никакая договоренность с ЕС не считается окончательной, пока не согласованы все условия отделения. Но на практике имеет значение время, когда делается то или иное утверждение. В частности, заявление Мэй, адресованное парламенту, появилось уже после того, как был достигнут компромисс с Еврокомиссией по первому этапу переговоров. И произвело гораздо более сильное впечатление, чем если бы оно появилось раньше.

К тому моменту, объясняет автор, тори-евроскептики уже успели огорчиться, что Британия начала склоняться к так называемому «мягкому» сценарию, когда она делает много уступок и в итоге фактически сохраняет все недостатки членства в ЕС, то есть ситуация не меняется. Теперь они, наоборот, по контрасту должны обрадоваться. Особенно ободряюще для них это звучит за счет того, что достижение первичной сделки с ЕС не означает, как можно было заподозрить раньше, что финальная сделка на невыгодных условиях стала неизбежной.

Американский Wall Street Journal рассуждает в обобщенных терминах. Процесс отделения Британии от ЕС, отмечает автор, систематически сталкивается с проблемами, которые грозят его сорвать. Такая ситуация может навести на мысль, что кто-то саботирует этот процесс и целенаправленно добивается срыва. Первым «подозреваемым» может оказаться Брюссель. Сразу после британского референдума о членстве ЕС переключился в режим карательной риторики, чтобы у других участников не возникло соблазна последовать примеру Британии. Но развитие событий показало, что решения Брюссель склонен принимать прагматические. В итоге он не стремится к тому, чтобы Британия не отделялась. Его главная цель в том, чтобы после отделения у нее стало меньше привилегий в ЕС, чем было прежде.

Еще один «подозреваемый» — Дублин. В этом случае подозрения могут быть вызваны тем, что его настойчивость в вопросе о жесткой границе едва не сорвала сделку по первому этапу переговоров. Но у этой настойчивости есть более простое объяснение: Дублин двадцать лет вкладывал политический капитал в мирное соглашение 1998 года, и теперь ему очень не хочется, чтобы все пошло насмарку, если будет установлена жесткая граница.

 
Тереза Мэй и Жан-Клодт Юнкер / flickr.com

Затем автор перечисляет еще нескольких «подозреваемых» (включая саму Мэй), находит всем алиби и в итоге приходит к выводу, что проблема не в чьей-либо злонамеренности, а в том, что обе стороны — и европейцы, и британцы — привыкли рассуждать о вещах исходя из того, что Британия — это часть ЕС. Среди прочего, в самой Британии сильно ощущение, что благодаря членству в ЕС компенсировались экономические просчеты ее правительства. Это ощущение отразилось в опросе NatCen, который показал рост пессимизма в ожиданиях, касающихся финальной сделки с ЕС. Эта привычка постоянно напоминает о себе в ходе переговоров.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).