На второй день протестов в Кишиневе сторонники оппозиции, не согласные с победой коммунистов на парламентских выборах, прорвались в здание парламента, вынесли оттуда мебель и стали жечь ее на улице. Стены парламента они разрисовали антикоммунистическими лозунгами.
Вскоре после этого протестующие прорвали оцепление вокруг администрации президента, которое находится на той же площади, и вошли в здание, разбив окна и разломав двери. Оппозиционеры, которые выступают за более тесные связи с Румынией и не исключают вступления страны в НАТО, водрузили над входом в администрацию флаг Румынии, а на шпиле над зданием – флаг Евросоюза.
Затем участники акции протеста разделилась – часть из них направились по центральному проспекту на главную площадь города, к зданию правительства. Лидеры оппозиционных партий на площади перед зданием правительства в Кишиневе заявили, что будут продолжать выступления, пока не добьются проведения повторных выборов в парламент страны.
В акциях протеста во вторник приняли участие около десяти тысяч демонстрантов, в основном студентов. Митинг быстро перерос в массовые беспорядки и столкновения с полицией. Полицейские безуспешно пытались усмирить толпу слезоточивым газом и водометами. Протестующие стали в ответ кидаться камнями. Всего же, по разным данным, пострадали и были доставлены в больницы от 20 до 30 человек – как полицейские, так и протестующие.
Такие серьезные беспорядки стали неожиданностью. После выборов в парламент наблюдатели говорили, что «антикоммунистическая революция» Молдавии не грозит, и единственное, что может омрачить триумф коммунистов – это мировой экономический кризис. Дело в том, что власти Молдавии не принимали непопулярных антикризизных мер, предпочитая вместо этого повышать пенсии и зарплаты. Теперь эксперты предсказывают, что для того, чтобы залатать бюджетные дыры, Молдавии придется брать в долг у МВФ или России.
В Молдавии, в частности в Кишиневе, «студенческая молодежь всегда отличалась колоссальной легкостью на подъем», объяснил в интервью «Полит.ру» главный научный сотрудник Институте Европы РАН Дмитрий Фурман. «Это не московская молодежь, это совершенно другая психология. Они всегда очень легко бунтовали», – сказал эксперт. Однако то, что произошло, для него неожиданно и непонятно.
Напомним, что на прошедших в воскресенье парламентских выборах молдавские коммунисты, которые правят страной с 2001 года, одержали третью подряд победу, набрав, по официальным данным, почти 50% голосов избирателей. Также в парламент прошли оппозиционные Либерально-демократическая партия (ЛДПМ), Либеральная партия (ЛП) – обе набрали около 12%, а также альянс «Наша Молдова» с 9%.
ЛДПМ не признала итоги выборов и объявила о начале акций протеста. В понедельник лидер партии Влад Филат на пресс-конференции объявил, что партия начинает переговоры об акциях протеста с другими политическими силами. Обвиняя коммунистов, Филат уточнил, что речь идет о «массированном использовании административного ресурса», о больших финансовых потоках, которые коммунисты использовали для подкупа избирателей, а также об уголовных делах, которые были открыты с целью запугивания отдельных лидеров оппозиции.
Впрочем, серьезных протестов не ожидалось. Дело в том, что наблюдатели от ОБСЕ и Совета Европы сочли выборы «соответствовавшими большинству международных стандартов». Наблюдатели от СНГ также признали выборы честными.
Парламентский расклад по итогам выборов позволяет коммунистам самостоятельно назначить президента. Действующий президент-коммунист Владимир Воронин не сможет занять высший пост в третий раз, и ему прочат кресло спикера парламента или премьер-министра. Президент Воронин не раз говорил, что после ухода с поста главы государства намерен сохранить контроль над Молдавией.
Директор Аналитического бюро Consulting Mobile Роман Коноплев сказал «Полит.ру», что нынешние беспорядки совсем необязательно приведут к «оранжевой» революции. «Нынешние столкновения – это пока еще не претензия на власть, а лишь обозначение неолиберальной оппозицией своего присутствия на улице», – сказал Коноплев.
Он считает победу коммунистов на выборах неубедительной. Коноплев отметил, что сторонники оппозиции, ориентированные на румынские и европейские ценности, – это, в первую очередь, молодежь и интеллигенция: «На фоне этой набирающей обороты прозападной машины, Компартия Воронина, которой помогал мощнейший админресурс, силовики, и даже попытались содействовать россияне, с трудом преодолела критическую черту, отделяющую лидерство от поражения».