будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 18, 2025
Мир

Бунт Николаева: соломонов суд и пример нового федерализма

На этот раз Якутия оставила далеко позади Татарию и Башкирию с их особым градусом лояльности. Президент Якутии Михаил Николаев открыто пошел против Центризбиркома и сделал так, что местный избирком зарегистрировал его полномочным кандидатом. До выборов, назначенных на 23 декабря, Николаев в этом статусе не дотянет, однако сам бунт выглядит крупным скандалом. Николаев не станет президентом уже хотя бы потому, что такая победа порушила бы все правила новых федеративных отношений, когда борьба за третий срок, трансферты, налоговые льготы и другие бонусы имеет непубличный вид и не должна задевать выпирающие контуры государственной законности. Официально заявленные решения не могут не исполняться.

Казус Николаева упирается в набивший оскомину витиеватый сюжет о третьем сроке. По действующей поправке к закону об общих принципах, продвинутой через Думу лужковским лобби, первым сроком для главы региона считается тот, на который пришлась дата 16 октября 1999 года. Тогда у Николаева первый срок. В принципе, федеральные законы важней региональных, и Николаев имел все основания пойти в суд, когда местный парламент отказался изъять из конституции норму, ограничивающую президентство двумя сроками. (Персональные законы допускают многообразие толкований: апеллируя к тому же закону, СПС пытается через суд снять с выборов Егора Строева, который в такой же позиции уже вычеркнул из устава норму о двух сроках.) Верховный суд Якутии решил помочь Николаеву. Затем, 25 сентября, федеральный Верховный суд встал в позу Соломона, указав на несоответствие якутского закона федеральному, а именно на отсутствие слова "подряд" в формуле о двух сроках. По одной версии, ВС подтвердил правоту парламента Якутии: в остальном один закон соответствует другому, а, следовательно, работает. По другой, прониколаевской версии, несоответствие подтверждено. Смысл этой двусмысленности ясен: право толковать свое решение суд передал Кремлю, чтобы потом оформить его политическую волю. В тот момент у Николаева еще были шансы.

Борьба шла две недели. 8 октября председатель ЦИКа Вешняков, сославшись на Верховный суд, поставил точку, заявив, что Николаев не имеет права идти на третий срок. Еще через неделю был выдвинут в кандидаты Вячеслав Штыров, глава алмазного холдинга "АЛРОСА". ("АЛРОСА" формирует 70 % якутского бюджета.) Николаев очень влиятелен в Якутии, и без его поддержки выиграть выборы, по мнению экспертов, невозможно. По всей видимости, отставной прокурор, ныне кандидат Колмогоров не мог рассчитывать на такую поддержку. Появился Штыров. Он и станет следующим президентом Якутии. Но Николаев, будучи, безусловно, осведомлен о позиции Кремля, пошел наперекор. Видимо, визит Путина в Ленск придал ему уверенности. В итоге 25 октября местный избирком 10 голосами из 14 зарегистрировал Николаева кандидатом. Вешняков ответил, что после первой официальной жалобы ЦИК в течение пяти дней рассмотрит дело по существу и, вероятно, отменит регистрацию Николаева. К этому моменту Вешняков уже мог показать четкое определение Верховного суда: "Правила регистрации кандидатов в президенты республики являются компетенцией субъекта РФ, и в этом нет противоречия федеральному законодательству".

Сюжет о третьем сроке, лихо закрученный Кремлем в минувшем декабре, эффектно раскрыл публике технологию личных отношений между Кремлем и всякими губернаторами. Сам третий срок как институт остается насущной темой. 14 ноября Дума должна рискнуть преодолеть вето, наложенное сенатом на поправку депутата Надеждина. Поправка запрещает идти на третий срок тем лидерам, у которых в уставах было ограничение двумя сроками в октябре 2001 года. Комитет рекомендовал тайное голосование, что, как считает Надеждин, дает ей шансы на успех. Депутат Похмелкин видит в прецеденте тайного голосования потенциальную опасность. Как бы там ни было, в случае успеха поправки сразу выяснится, что она важнее региональных правил.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).