21 января президент США Джордж Буш выступил с ежегодным докладом Конгрессу о положении в стране. Как прокомментировал для “Полит.ру” политолог Андрей Пионтковский, послание Буша – это “прекрасно и профессионально подготовленная предвыборная речь”, “речь, в которой в первую очередь он обращался к электорату”.
Интересно данное событие с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения планов сверхдержавы в мире, а во-вторых - как внятный образец политической риторики (в сравнении с посланием российского президента к Федеральному Собранию, тоже очень хорошо написанному).
Структура речи такова: (1) главное общее дело для страны (приоритет), (2) историческая миссия страны (коротко и жестко), (3) проекты и программы (экономические и социальные), работающие на эту миссию.
Главное общее дело: продолжающаяся борьба Америки с международным терроризмом. Как на международной арене – “благодаря лидерству и решимости Америки мир становится лучше”: “свергнув режим Хусейна, мы освободили иракский народ”; “с помощью новой афганской армии мы проводим рейды против уцелевших сторонников Талибана и Аль-Каиды, а мужчины и женщины Афганистана строят новое свободное государство”, под давлением Соединенных Штатов “ливийский лидер согласился прекратить развитие программ по производству оружия массового уничтожения”. Так и внутри страны – “американцы должны обеспечивать службы безопасности любыми средствами, необходимыми им для защиты страны”, а для этого необходимо продлить действие “Патриотического акта”, “позволяющего службам национальной безопасности получать информацию, выслеживать террористов, разрушать их ячейки”. Таким образом, в отличие от стилистики американских демократов, Буш обращается прямо к самым мощным рефлексам общества, в данном случае - к страху.
Но хотя Путин тоже играет на этой теме, Буш доводит вопрос о безопасности до позитивной миссии страны, с нутряного чувства – до идеологии. “Америка – нация с миссией, и эта миссия исходит от самых основных наших верований. У нас нет желания доминировать, нет имперских амбиций. Наша цель – демократический мир, мир, основанный на чувстве собственного достоинства и правах каждого мужчины и женщины. И по этой причине Америка действует заодно со своими друзьями и сторонниками, всегда имея в виду наше призвание: эта великая республика послужит благому делу свободы”.
В части планов и проектов Джордж Буш обратил внимание на наиболее важные проблемы внутренней политики Штатов, причем максимально конкретно: не про абстракцию ВВП, а про реальность американской жизни: какие именно налоги снижены и как это отразилось на экономическом росте (хорошо). А для американцев налоги - это очень конкретно. Президент США заявил, что налоги и дальше будут снижаться, потому что “американцы распоряжаются своими деньгами намного лучше, чем это сделало бы за них государство”. Путин в той же ситуации не сказал, зачем России ее граждане.
Перейдя к теме здравоохранения, президент США заявил, что будет создана система кредитования малообеспеченных для покупки медицинской страховки. Кроме того, он поощрил объединение малого бизнеса для лоббирования снижения страховых ставок.
Важный для Штатов вопрос об иммграционной политике Буш решил таким образом: “мы реформируем законы так, чтобы они приносили выгоду нашей экономике”, однако не забыл и о госбезопасности – “я против амнистии, потому что это обнадежило бы будущих нелегальных иммигрантов и поощрило бы тех, кто нарушает наши законы. Моя программа временных рабочих защитит тех, кто уважает наши законы, и выведет миллионы тяжело работающих мужчин и женщин из тени”. Думается, здесь как раз за либеральными целями стоит очень жесткая политика, но, правда, не против своих граждан, как у нас.
Буш в всех этих вопросах обратился непосредственно к гражданам и к их деятельной позиции: гражданин – это тот, кто поднимает экономику США, работая в бизнесе, сотрудничает со спецслужбами, лоббирует свои интересы в сфере медстрахования и т.д.
Речь Буша при этом очень проста, и ее, наверное, можно обыгрывать содержательно. Этим не преминули воспользоваться демократы, обрушившись на Буша с критикой по иракскому вопросу. Но шансы у демократов появятся, если они смогут поменять повестку дня – страх и вопрос о национальной безопасности.