Одобренный правительством вчера проект бюджета-2002, который Михаил Касьянов пообещал внести в Думу до конца недели, вызывает самые неоднозначные реакции.
"Ведомости" обращают внимание на то, что Минфин постепенно увеличил сумму возможных заимствований через выпуск еврооблигаций: сначала собирались занять $500 млн, две недели назад Кудрин говорил об объеме выпуска в $0,5 - 1 млрд, а вчера максимальный диапазон выпуска расширен до $2 млрд. По словам Кудрина, заем пойдет в финансовый резерв казначейства - на 2003 год. Что это за резервный фонд, если он создается за счет заимствований, а не из профицита, не совсем понятно. Реально правительство планирует "прощупать" рынок евробондов с тем, чтобы в 2003 г., когда кредиторам придется возвращать уже не $14, а $19 млрд, часть суммы (уже не $2 млрд, а, скажем, $4-5 млрд) можно было бы компенсировать из новых займов. По оценкам аналитиков, 6-летние бонды Минфин не сможет привлечь менее чем под 11-12%, а в ЦБ правительство сможет разместить эти средства всего под 3,5%. Так что заимствование наперед - стратегия весьма спорная. "Ведомости", однако, полагают, что с выплатами 2002 г. бюджет без проблем справляется, и еврозаймы предназначены не для долговых выплат будущего года.
Противоположной позиции из номера в номер придерживается "Коммерсантъ". Газета подчеркивает, что бюджет непрозрачен: расходы посчитаны исходя из стоимости нефти Urals - $17, доходы - $22, а реально ожидается $23.5 млрд. Профицит-2002 (126.5 млрд) мнимый: за пределы основной части бюджета выведены 357 млрд на погашение основной части внешнего (210 млрд) и внутреннего (147 млрд) долга. А стабилизационный фонд "впервые в мировой практике" финансируется за счет дефицита бюджета (займы). По выкладкам "Коммерсанта", бюджету не хватит $5-6 млрд на выплату долга. Тем не менее, резюмирует газета, если цены на нефть сильно не упадут, кабинет Касьянова со всеми головоломками (им же созданными, добавим от себя) успешно справится.
А "Время новостей" подчеркивает, что, несмотря на повторенную Касьяновым ежегодную просьбу к руководителям министерств защищать бюджет-02, а не лоббировать интересы своих ведомств, министры занялись делом более привычным и подобающим их функциям. Аксененко жалуется на нехватку средств на закупку пассажирских вагонов и содержание объектов соцсферы, Шойгу нужно купить уникальные реактивные самолеты-амфибии Бе-200, и все жалуются на жесткость бюджета. По-видимому, депутаты готовы поддержать ведомственные инициативы. В Думе уже есть бюджетные альтернативы - от "Яблока" и левых. ОВР заявляет, что доходы существенно занижены. Так что бюджетные баталии, по-видимому, предстоят серьезные. Касьянов и Кудрин попытаются избежать корректировки основных параметров. Но помощников в деле защиты бюджета у них будет немного. Депутаты, поддерживаемые, несмотря на строгий запрет, другими членами правительства, сделают все для того, чтобы распутать минфиновские головоломки и увеличить непроцентные расходы бюджета. В этой ситуации ключевой станет позиция президентской администрации и президента, которая пока неизвестна. Очевидно, что президентский советник Андрей Илларионов мог бы сейчас найти массу саркастических слов для характеристики проделанной Минфином работы, но станет ли он это делать - вот вопрос.