Бюджетный комитет одобрил поправки к бюджету-2001. Правительственный законопроект отклонен; утвердили компромиссный вариант - "посередине" между последней редакцией правительственного предложения и идеями депутатов. Правительство не имеет политического ресурса, чтобы настаивать на своих предложениях, и согласится депутатскими. По сути, они вполне кабинет устраивают и не исключено, что в качестве запасного еще ранее прорабатывался с отдельными депутатами.
Итак, первые 41 млрд руб. дополнительных доходов (сумма, эквивалентная процентным платежам Парижскому клубу и вполне правительству гарантированная) не включаются в бюджет, но в первоочередном порядке резервируются для обслуживания долга. Остальные допдоходы - 124 млрд - делятся пополам: 62 млрд руб. - депутатам на непроцентные расходы (35 млрд на "приоритетные направления " + 27 на индексацию зарплат), вторая половина - на обслуживание долгов (таким образом, всего на эти цели резервируются 103 млрд руб.) Примерно такая пропорция предполагалась и прошлогодним соглашением с той разницей, что тогда кредиторам предназначались 35 млрд из первых 70 млрд допдоходов и 70% (еще около 70 млрд) из последующих. Не утвержден новым соглашением пока порядок непроцентных расходов.
С разрешением бюджетной коллизии исчезает вероятность правительственного кризиса. Зато бюджет становится намного напряженнее: предполагавшиеся сдержанными оптимистами 170 млрд допдоходов (почти $6 млрд) полностью расписаны и поделены, причем, 62 млрд пойдут на внутреннее потребление. Кроме того, правительство получило "моральный удар": критиковать его горазды были все, вплоть до Слиски. Вместе с тем кризис, спровоцированный новогодней попыткой правительства принудить Парижский клуб к переговорам о реструктуризации, можно считать в целом завершенным. Помимо урегулирования проблем с бюджетной дырой, правительству удалось достичь определенного взаимопонимания с МВФ. С Фондом согласованы параметры на этот год, есть предварительная договоренность о годовом кредите в случае резкого ухудшения ситуации. Правда, не согласована программа, которая должна быть исполнена для получения кредита. Но это и не нужно: вероятность наступления "страхового случая" практически равна нулю. Вместе с тем правительству удалось привлечь внимание Фонда к тому, что в следующие годы платежный баланс может ухудшиться, и выбить признание, что в этом случае платить по оригинальному графику Парижскому клубу будет почти невозможно.
Наконец, именно сегодня, в непростой для Касьянова момент, появилось заявление Ассоциации участников рынков развивающихся стран (EMTA), в которую входят крупнейшие инвестбанки мира, окончательно проливающее свет на ту игру, в которую российский премьер не вполне удачно попробовал сыграть. В докладе ЕМТА "Пора реформировать Парижский клуб" речь идет о том, что попытка применить правило равного отношения к кредиторам в обратную сторону, т.е. сначала договориться по коммерческим кредитам, а потом заставить государства-кредиторы подстроиться под это соглашение, является не только личной рисковой игрой Касьянова, но и своеобразным заговором банков против правительств. Фактически, российский премьер оказался авангардом Лондонского клуба, добивающегося равноправия с Парижским. До сих пор Парижский клуб был "старшим", но найдя внутри него "слабое" звено - российское правительство (являющееся и кредитором и должником, но вторым - значительно больше) - хитроумные инвестбанки сумели провести неожиданный маневр - прошлогоднюю реструктуризацию долга России. Старшинство суверенных кредиторов было поставлено под сомнение. Теперь ситуация наконец вышла на поверхность: Парижскому и Лондонскому клубам предстоит заново договориться между собой о старшинстве прав или об их уравнении, а России - "заблудшей овце", сыгравшей столь значительную роль в постановке проблемы - подчиниться порядку, который сложится в ходе этой борьбы.