будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 19, 2025
Мир

Бюджетный маневр правительству удался: депутаты усмирили свои лоббистские амбиции

Госдума дружно высказала "вотум доверия" правительству, приняв проект бюджета-2001 во втором чтении (302 голоса "за", 129 "против", один воздержался). Правительство очень довольно. Алексей Кудрин отметил, что голосование прошло по согласованному с правительством сценарию, и достигнутые в ходе консультаций договоренности четко исполнялись всеми сторонами. Подавляющим большинством голосов депутаты дали понять, что они
1) смирили лоббистские амбиции, удовлетворились "подаренным" между 1-м и 2-м чтениями миллиардом долларов, и в ходе дальнейших чтений бюджетные коррекции будут носить косметический характер;
2) вполне доверяют тому, как правительство будет расходовать дополнительные доходы бюджета-2001, хотя для порядка попытаются максимально регламентировать этот процесс.

Достигнутые еще перед первым, но обнародованные только ко второму чтению договоренности правительства и депутатов состоят в следующем. Правительство "нашло" 29.2 млрд. руб., сократив расходы на госуправление (на 1.2 млрд.), международную деятельность (3 млрд.), обслуживание госдолга ( на 2.9 млрд. сокращены процентные выплаты правительства ЦБ) и финансовую помощь региональным бюджетам (22.1 млрд.). Сокращение помощи регионам объясняется передачей им еще 15% подоходного налога (теперь регионы получат 99%), и, по уверениям Минфина, их доходы вырастут на 28.6 млрд. Зато за регионами остаются обязательства по ветеранским выплатам, а Минфин будет помогать (в размере 6-8 млрд.) производить эти выплаты только дотационным регионам. Изысканные в бюджете средства распределены так: обороне - 12.6 млрд.; селу и рыболовам - 5 млрд.; образованию - 3 млрд.; на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности - 2 млрд.; столько же промышленности, энергетике и строительству; благодаря Нобелевскому комитету на фундаментальные исследования выделено 1,5 млрд.; здравоохранению - 1 млрд.; судам, культуре с кинематографией, социальной политике и космосу - по 0.5 млрд.; и еще 0.1 млрд. - СМИ.

Хотя бюджетный маневр правительства (в неофициальных беседах представители Минфина охотно соглашаются с "яблочными" макроэкономистами, что дополнительные доходы составят не меньше 80 млрд.) был легко разгадан депутатами, это не помешало его успешному осуществлению. Правда, от этого реальное исполнение бюджета-01 не станет для Минфина "легкой прогулкой". Почти 100%-ная вероятность неполучения кредитов МВФ и вполне возможная неудача на переговорах с Парижским клубом о реструктуризации долга заставят правительство увеличить внешнедолговые выплаты. Конечно, платежи МВФ и увеличенные расходные статьи в любом случае покрываются "неучтенными дополнительными доходами". Гораздо труднее с выплатами Парижскому клубу - возможность их произвести зависит от цен на товары экспорта. В случае неудачи переговоров по глобальной реструктуризации долга правительство будет по возможности сокращать реальные выплаты (заплатит, скажем, не $3.2 млрд., а $1-1.5, благо прецедент такой у нас уже есть). И в качестве аргумента расскажет кредиторам, что цены на товары экспорта не слишком увеличились по отношению к плановым. Но это все условность: пока одни расходные статьи можно исполнять в размере 80% от запланированного, а другие - на 115%, "бумажный" бюджет будет иметь к действительному отношение весьма опосредованное.

Что же касается главных достоинств бюджета-01, то к ним следует отнести не только пресловутую бездефицитность, но и постепенное прописывание механизма расходования дополнительных средств. Кроме того, все большую популярность приобретает идея Андрея Илларионова о разделении бюджета на текущий и капитальный и о формировании резервного фонда за счет доходов от высоких цен на нефть и другие экспортные товары. Капитальные фонды - а механизм их образования можно продумать к моменту принятия бюджета-2002 - позволяют не только поддерживать уровень бюджетных расходов при изменении конъюнктуры в худшую сторону, но и в большем объеме финансировать проведение реформ.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).