Госдума дружно высказала "вотум доверия" правительству, приняв проект бюджета-2001 во втором чтении (302 голоса "за", 129 "против", один воздержался). Правительство очень довольно. Алексей Кудрин отметил, что голосование прошло по согласованному с правительством сценарию, и достигнутые в ходе консультаций договоренности четко исполнялись всеми сторонами. Подавляющим большинством голосов депутаты дали понять, что они
1) смирили лоббистские амбиции, удовлетворились "подаренным" между 1-м и 2-м чтениями миллиардом долларов, и в ходе дальнейших чтений бюджетные коррекции будут носить косметический характер;
2) вполне доверяют тому, как правительство будет расходовать дополнительные доходы бюджета-2001, хотя для порядка попытаются максимально регламентировать этот процесс.
Достигнутые еще перед первым, но обнародованные только ко второму чтению договоренности правительства и депутатов состоят в следующем. Правительство "нашло" 29.2 млрд. руб., сократив расходы на госуправление (на 1.2 млрд.), международную деятельность (3 млрд.), обслуживание госдолга ( на 2.9 млрд. сокращены процентные выплаты правительства ЦБ) и финансовую помощь региональным бюджетам (22.1 млрд.). Сокращение помощи регионам объясняется передачей им еще 15% подоходного налога (теперь регионы получат 99%), и, по уверениям Минфина, их доходы вырастут на 28.6 млрд. Зато за регионами остаются обязательства по ветеранским выплатам, а Минфин будет помогать (в размере 6-8 млрд.) производить эти выплаты только дотационным регионам. Изысканные в бюджете средства распределены так: обороне - 12.6 млрд.; селу и рыболовам - 5 млрд.; образованию - 3 млрд.; на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности - 2 млрд.; столько же промышленности, энергетике и строительству; благодаря Нобелевскому комитету на фундаментальные исследования выделено 1,5 млрд.; здравоохранению - 1 млрд.; судам, культуре с кинематографией, социальной политике и космосу - по 0.5 млрд.; и еще 0.1 млрд. - СМИ.
Хотя бюджетный маневр правительства (в неофициальных беседах представители Минфина охотно соглашаются с "яблочными" макроэкономистами, что дополнительные доходы составят не меньше 80 млрд.) был легко разгадан депутатами, это не помешало его успешному осуществлению. Правда, от этого реальное исполнение бюджета-01 не станет для Минфина "легкой прогулкой". Почти 100%-ная вероятность неполучения кредитов МВФ и вполне возможная неудача на переговорах с Парижским клубом о реструктуризации долга заставят правительство увеличить внешнедолговые выплаты. Конечно, платежи МВФ и увеличенные расходные статьи в любом случае покрываются "неучтенными дополнительными доходами". Гораздо труднее с выплатами Парижскому клубу - возможность их произвести зависит от цен на товары экспорта. В случае неудачи переговоров по глобальной реструктуризации долга правительство будет по возможности сокращать реальные выплаты (заплатит, скажем, не $3.2 млрд., а $1-1.5, благо прецедент такой у нас уже есть). И в качестве аргумента расскажет кредиторам, что цены на товары экспорта не слишком увеличились по отношению к плановым. Но это все условность: пока одни расходные статьи можно исполнять в размере 80% от запланированного, а другие - на 115%, "бумажный" бюджет будет иметь к действительному отношение весьма опосредованное.
Что же касается главных достоинств бюджета-01, то к ним следует отнести не только пресловутую бездефицитность, но и постепенное прописывание механизма расходования дополнительных средств. Кроме того, все большую популярность приобретает идея Андрея Илларионова о разделении бюджета на текущий и капитальный и о формировании резервного фонда за счет доходов от высоких цен на нефть и другие экспортные товары. Капитальные фонды - а механизм их образования можно продумать к моменту принятия бюджета-2002 - позволяют не только поддерживать уровень бюджетных расходов при изменении конъюнктуры в худшую сторону, но и в большем объеме финансировать проведение реформ.