Закончился второй этап подготовки бюджета-2001: отраслевые лоббисты из профильных министерств кабинета утвердили основные статьи доходов и расходов. Основной интригой этого этапа традиционного бюджетного торга стала борьба между силовиками и финансистами вокруг величины оборонных расходов. Завершилась она генеральской победой: расходы на оборону были увеличены почти на 41% - с 146.4 до 206.3 млрд. руб. Несколько меньше (примерно 130 млрд. руб.) будут расходы на безопасность и правоохранительную деятельность (вместе две "силовые" статьи составят 28.15% бюджетных расходов).
Основным достоинством бюджета является его бездефицитность. Это результат устойчиво хорошей конъюнктуры на экспортируемое Россией сырье, а также следствие относительно жесткой расходной политики, проводимой Минфином. Если с мировыми ценами не случится ничего экстраординарного, проект бюджета не только реалистичен и исполним, но и "переисполним": как и в 1999-2000 годах, уровень бюджетных доходов несколько занижен. В итоге бюджетная политика выглядит респектабельно-консервативной, надежной, а в реальности правительство располагает солидными дополнительными доходами, распоряжаться которыми значительно удобнее, чем доходами плановыми.
Как и в этом году, основной бюджетной проблемой-2001 являются отношения c кредиторами: расходы на погашение и обслуживание долга составят как минимум 29.4% всех расходов бюджета. Как минимум - потому что в будущем году правительство планирует взять почти $4.8 млрд. иностранных кредитов (36.5% этой суммы - от МВФ). Вполне вероятно, что в действительности сумма кредитов окажется много меньше, и кредиты придется возмещать из дополнительных доходов. Кроме того, в будущем году растут заимствования на внутреннем рынке (89.2 млрд. руб.), причем не исключен даже выпуск длинных 3-летних обязательств Минфина. Следует отметить также, что налоговое давление государства на экономику увеличивается. По проекту, доходы бюджета составят 15.4% ВВП; это означает, что в реальности они могут достичь 17-18%. Впрочем, доля доходов региональных и местных бюджетов уменьшится, так что совокупная нагрузка может не измениться, произойдет только ее перераспределение в пользу центра.
Выходит, что проект бюджета едва ли стимулирует экономический рост. Не планируется ни активного кредитования экономики государством, ни, наоборот, снижения доли госрасходов в ВВП. Бюджет демонстрирует намерение правительства зафиксировать ситуацию на ее нынешнем уровне. Едва ли расходы правительства станут и более эффективными. Из бюджета никак не следует, что в будущем году государство сможет предоставлять гражданам более качественные услуги, чем сейчас. Ведь госдолг и силовики "съедят" как минимум 57.5% расходов. Остальным остается не так уж много.
Интересно, что к бюджетным согласованиям пока не привлекали Центробанк, и еще неизвестно, совпадет ли его проект кредитно-денежной политики с денежными параметрами бюджета. Но эта интрига, как и дальнейшая борьба лоббистов вокруг расходных статей, станет содержанием следующего этапа, в который будут, к удовольствию зрителей, вовлечены депутаты Думы, куда проект предполагается внести 26 августа.