будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Донецк Украина Верховная Рада Совет Европы
Ноябрь 16, 2025
Мир
Назаров Михаил

Частичная оккупация, Совет Европы и закон о блокаде

Частичная оккупация, Совет Европы и закон о блокаде
ukraine
Блокада отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины. Источник: Фото: telegraf.com.ua

РБК.ua проинформировал, что "Украина в официальном обращении к Совету Европы впервые на международном уровне сообщила об оккупации части Донецкой и Луганской областей Российской Федерацией. Текст обращения опубликован на сайте Совета Европы".  Что это значит?

Прежде всего, речь не собственно об оккупации, она там просто как обоснование. Выдержки из обращения: "Российская Федерация, которая фактически занимает и осуществляет контроль над определенными районами Донецкой и Луганской областей, несет полную ответственность за соблюдение и защиту прав человека на этих территориях, по международному гуманитарному праву и международных законах о правах человека". Там же заявлено об ответственности России и за соблюдение прав человека в Крыму. Упомянутые районы определяются как "временно оккупированная территория Украины", ну а Крым еще и аннексирован.

В документе акцентируется, что антитеррористическая операция (АТО) проводится там для защиты от российской агрессии: "На фоне вооруженной агрессии РФ против Украины с участием регулярных Вооруженных Сил РФ и незаконных вооруженных групп, управляемых, контролируемых и финансируемых Российской Федерации, антитеррористическая операция проводится подразделениями Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины и Вооруженных Сил Украины с апреля 2014 г. на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины. Антитеррористическая операция - это часть неотъемлемого права Украины на защиту от агрессии в соответствии со статьей 51 Устава ООН".

По факту тут три темы, все существенные. Отказ Украины от ответственности за права человека на части Донбасса и в Крыму – первая. Вторая: эта ответственность перешла на России. А чтобы не показалось, будто тем самым упомянутые территории уходят к России — третья тема: о праве на АТО. Все это формально грамотно. Нового тут ничего нет, это обращение основано на соответствующем постановлении парламента. 

21 мая Рада приняла, а 25 мая спикер Рады В.Гройсман подписал постановление об отказе Украины "обеспечивать права человека на неподконтрольных территориях из-за агрессии РФ". Это было ровно о том, о чем сейчас уведомили Совет Европы. Там же было сказано и то, что "некоторые действия представителей власти, в том числе силовых структур, в рамках уже принятых в Украине законов могут противоречить упомянутым выше нормам, однако они продиктованы чрезвычайной ситуацией на востоке страны и необходимостью борьбы с терроризмом, в частности проведения АТО".

В тот раз было любопытно с медийным освещением новости. Тогда, во-первых, упор шел на слова "отказ от обеспечения прав человека", а не "сообщила об оккупации". Во вторых, Гугл по этой новости давал почти исключительно ссылки на российские СМИ, причем заголовки ссылок — это в третьих - были эмоциональными: "Украину могут исключить из ООН за отказ соблюдать права человека", "«Гуманитарный суицид»: в России отреагировали на отказ Киева от защиты прав человека", "Киев официально разрешил себе нарушать права человека", "Отказом от правовых обязательств Киев объявил себя вне закона, заявили в СПЧ". И т. п. То есть, вроде бы Украину заклеймили. Но только эта тема совершенно с той поры не раскручивалась. То есть, какие-то моменты явно этому мешали. Например, об исключении из ООН речи почему-то не зашло и РФ даже не сделала шага в этом направлении. Да и в самом деле — а как Украине исполнять эти обстоятельства на тех территориях?

Выглядело все это тяжело, но документ, все-таки, был формального характера. К тому же там своевременно заручились поддержкой правозащитной Human Rights Watch: "Human Rights Watch считает адекватным решение Верховной рады от 21 мая отойти от некоторых обязательств, которые предусмотрены "Международным пактом о гражданских и политических правах и Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод".

Представитель Human Rights Watch Р.Денбер еще и мотивировала решение, пусть и с оговорками. По ее словам, международное право говорит о том, что государства могут так поступать, когда они находятся в состоянии войны или при чрезвычайном положении, однако это не дает им карт-бланш: "Любые ограничения должны быть пропорциональными, и Украина не может отступать от обязательств в том, что касается права на жизнь, запрета на пытки или запрета на рабство. Дело судов, включая и Европейский суд, и Комитет ООН по правам человека, высказываться по поводу того, являются ли эти ограничения пропорциональными".

Было и пояснение с украинской стороны. По мнению председателя правления Центра гражданских свобод А.Матвийчук, цель заявления очевидна: "Если государство не может обеспечивать права человека на оккупированных территориях, оно должно об этом проинформировать Совет Европы". Ну и вот. Сначала было постановление, а теперь оно и ушло в Совет Европы. Все по процедуре.

Тогда Матвийчук поясняла: "... В отдельных пунктах постановления перечислены законы, которые уже давно действуют. Так что это констатация факта. Парламент таким образом пытается легализовать в глазах Европы целый ряд законов. Следствием того, что государство взяло на себя обязательства, и не выполняет их, могут быть иски в Европейский суд по правам человека. Только в прошлом году Украина проиграла по таким искам около 33 миллионов евро". То есть, совсем конкретная прагматика. Сосчитали — сообразили, чем дело. Логика присутствует.

Но вот же, постановление появилось только через год после того, как его уже можно было принять. Да, оно лишает украинских граждан права обращаться в Европейский суд по правам человека по событиям, произошедшим после до 21 или 25 мая. Тем самым, фактически советует обращаться в ЕСПЧ по всем случаям, имевшим место в предшествующий период времени... Только что-то вала таких обращений отмечено не было, а ведь можно ж было организовать...

Но в действительности 32 млн. евро - это так.... Тут, скорее, происходит конкретная кодификация положения Украины. В принципе, документ не первостепенный, но формальную сторону дела в варианте российской агрессии он подкрепляет. Да, вот так постепенно начинают понимать, что любое кодифицирование это не просто так, ради непонятных правил, а придумано вполне по делу. Причем, еще раз, раскручивания такой выгодной темы (ну, отказ от соблюдений прав человека...) в российских СМИ не произошло. Пару дней эта новость прожила, не более. Может, потому, что российские СМИ всерьез к Раде не относятся. А зря. Теперь исходный документ попал в Совет Европы, где контекст изменился и выглядит документ уже ни разу не формально, а совсем конкретно (ключевые слова уже не "соблюдение прав человека на оккупированных территориях", а "оккупированные территории" и "агрессия РФ").

Но возникает и другая прагматика. Вряд ли все это приятно жителям "определенных районов Донецкой и Луганской областей". Формальности — формальностями, но по факту вот как-то так получилось, что сейчас до них не может дойти даже гуманитарка от штаба Р.Ахметова – уже почти десять дней. Там пишут: "С 3 июня машинам проезд закрыт. Все началось с резкой эскалации в районе Марьинки, когда на время боевых действий были закрыты Кураховское и Мариупольское направления. Бои в том направлении закончились, а вот дорогу так и не открыли". Почему дорогу не открыли — пояснений нет. Тут уже даже не ощущение морального отказа Украины, а уже и совсем плохо.

Тем более, что пару дней назад в Раду внесли законопроект "о введении полной блокады товаров и ужесточения режима передвижения людей на неподконтрольных Украине районах Донбасса, а также в Крыму". Авторы представляют три фракции коалиции (НФ, БПП, РП Ляшко), так что шансы у проекта довольно велики. Речь о "полном прекращении поставок грузов (товаров) на оккупированные территории и оттуда, за исключением гумпомощи исключительно под контролем специально делегированных представителей ОБСЕ или с участием Красного Креста и Красного Полумесяца". Въезд на неподконтрольные Украине территории и выезд с них граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства будут "допускаться только по спецразрешению через контрольные пункты въезда-выезда в порядке, определенном Кабмином".

А если добавить еще и обращение в Совет Европы, то в сумме уже и вовсе сурово. На выходных в "Свободе слова" на "ICTV" обсуждали нюансы блокады и как-то было видно, что конкретного представления о последствиях принятия закона нет. Но большинство весьма эмоционально было именно за полную блокаду и всякое такое. Против были немногие. Разве что, висящий на грани отставки глава Донецкой ОГА А.Кихтенко: "На сегодняшний день мы не можем разорвать те связи, которые сегодня имеются с временно оккупированной территорией. Мы не должны бороться против своих граждан, проживающих там. Я хотел бы задать вопрос господину Парубию [первый зам.спикера Рады], но, к сожалению, это не является сейчас возможным, потому что его нет в студии. А знает ли он, сколько людей сегодня проживает в Донбассе? И в Донецке? Можно ли этих людей накормить тем гуманитарным грузом, который будет поступать на территорию Донецка и Донецкой области, которая временно оккупирована? Сколько тех гуманитарных будет грузов? Достаточно для того, чтобы люди проживали? Это наши граждане, мы там делаем резервацию? Если так, тогда нужно четко сказать: «Да, мы отказываемся от этой территории. Это не наша территория, не украинская»".

Вообще, вопрос обеспечения территории — он интересный. Отлично, Украина снимает с себя ответственность за права человека, экономические связи заморожены, гумпомощь тоже не пускают (но она и так только для определенных категорий жителей). Кто кормит? Ну, ответ как бы подразумевается: пусть кормит агрессор. Но только если кто-то начинает территорию обеспечивать, то... На той неделе директор Украинского института анализа и менеджмента политики Р.Бортник в интервью "ГолосUA" весьма логично отметил, что "Украина может вернуть Донбасс, лишь открыв культурные и экономические границы... Посылать на эти территории больше гуманитарных конвоев, чем это делает Ринат Ахметов или Россия. Украина там должна присутствовать сейчас, на начальном этапе реинтеграции, максимально. Мы же пока достигли лишь «вымывания» всего украинского, вытеснения украинских товаров, услуг. Это огромный рынок, 3 млн населения. И он сейчас активно захватывается российскими предпринимателями. Таким образом, создается еще один барьер для возвращения Донбасса в Украину".

А если иначе — легко себе представить. Тот же Бортник сказал даже так: "Иногда у меня складывается впечатление, что части политиков просто невыгодно возвращение этих территорий в состав Украины, ведь там проживают люди, которые не голосуют за этих политиков".

Назаров Михаил
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).