Как сообщили в первополосной статье "Ведомости", России удалось наконец осуществить проект в рамках схемы списания долгов в обмен на собственность, которую энергично продвигал Касьянов. Правительство Италии зачло долг в $77 млн. в обмен на техническую документацию учебно-тренировочного самолета (УТС), которую ОКБ им. Яковлева передало итальянской компании Aermacchi. Сделка завершена, и на проходящем сейчас авиасалоне в Ле-Бурже итальянцы представили ее результат - свой самолет М-346. Документация передана по цене восьми самолетов. Правительство "собственноручно" усилило конкурентные позиции Aermacchi и ослабило наши.
Самолет создан ОКБ им. Яковлева в 1980-х. Накануне запуска серийного производства финансирование прекратилось, а в 1994 глава Минпромнауки Дондуков, тогда руководивший ОКБ, договорился с Aermacchi о доводке самолета. Затем дело застопорилось; в декабре 2000 вице-премьер Клебанов заявил, что проект будет завершен в рамках схемы "долги за инвестиции". Но до инвестиций, пишут "Ведомости", дело не дошло: получилась обычная товарная сделка в счет долга. Права на совместный с ОКБ самолет принадлежали итальянцам наполовину, а документация дала Aermacchi возможность выпустить на этой базе свой самолет, на который ОКБ прав не имеет. Проблем с его серийным производством не будет. В качестве компенсации ОКБ получило от Минфина примерно 2/3 списанной суммы долга - $50 млн.
Итальянцы хотят продавать машину тем же покупателям, кому сбывают свои самолеты россияне, - например, Индии. Финансовые и маркетинговые возможности Aermacchi сильно осложнят яковлевцам продвижение своей машины. Правда, в самом ОКБ "Полит.Ру" сказали, что сделкой довольны и не считают, что усилили конкурентов: Aermacchi строит самолет с учетом требований своих заказчиков, в основном, стран НАТО. Кроме того, в контракте есть положения о разделе рынков и о компенсациях, которые итальянцы должны выплатить ОКБ.
Как сказал "Полит.Ру" замгендиректора Центра АСТ Константин Макиенко, если информация "Ведомостей" верна, то "это скандал", ведь $77 млн за проект - очень мало. Это предмет для разбирательства. Соглашение о разделе рынков, считает эксперт, вряд ли сможет компенсировать потери. Сейчас в Индии проходит тендер на закупку 66 УТС, теперь в нем могут участвовать и итальянцы, и ОКБ. Поставка самолетов Индии - ключевой вопрос, так как большего контракта на УТС лет десять не будет и "европейцы едва ли будут принимать во внимание российские интересы". Рынок легких штурмовиков и истребителей, создаваемых на базе УТС, весьма перспективен, говорит Макиенко. Летать на них будет "вся Африка и значительная часть Азии". Проектов на рынке немного: МИГ АТ, Як-130, чешский Л-156. Поэтому отдать кому бы то ни было целый проект - это скандал. Более удачный пример раздела рынков - МИГ АТ, в котором есть французское участие. Но Франция не имеет прав на самолет, и вместе с Россией ей придется бороться за рынки Греции и Индии.
Итак, правительство выгадало $27 млн. Вред, нанесенный соглашением отечественным авиастроителям, явно больше. Совершенно очевидно, что никакой нужды "выгадывать копейки", отдавая за долги техдокументацию, у правительства не было. Хотя ситуация с выплатой долга напряженная, текущих доходов бюджета при высоких ценах экспорта на долг хватит. А если цены снизятся, кредиторы, как неоднократно заявлялось, долг реструктурируют. Не более понятна заинтересованность в этой сделке ОКБ - "головного предприятия Минпромнауки". Как вседа в случае бартерных квазирыночных сделок, договоренности сторон остаются за кадром: может, есть неформальная заинтересованность, а может - важные внешнеполитические договоренности. Как бы то ни было - понятно, что все "долги в обмен на инвестиции" в конечном счете заканчиваются именно бартером. И что платить долг деньгами значительно дешевле. Разумеется, пока деньги есть.