будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Армения ЕАЭС
Июль 20, 2025
Мир
Карпюк Илья

Четвертый член Евразийского союза

Четвертый член Евразийского союза
41d4eaae66d0195d54ae.jpeg
Участники заседания Высшего Евразийского экономического совета на праздничном концерте в «Астана-опера». Май 2014 г. Фото: пресс-служба Президента РФ

Армения 2 января стала участником Евразийского экономического союза, созданного на базе Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России. Еще несколько лет будет сохраняться переходный статус, Еревану разрешено на некоторое время сохранить собственные таможенные тарифы, но к 2022 году, по плану, переходный период закончится.

Армения до окончания срока полномочий нынешнего состава коллегии Евразийской экономической комиссии пока представлена там в урезанном виде: ее представители не имеют закрепленных направлений деятельности.

На общих основаниях Армения присоединилась к договорам ЕАЭС в сфере услуг, но в торговле переход будет постепенным: до 2022 Армения сможет применять отличные от ставок остального Союза таможенные пошлины на мясо и мясные продукты, до 2020 года — на мед, молочную продукцию и яйца, до 2019 года — на некоторые фрукты и орехи. Кроме того, до 2018 года Армения сохранит нулевые таможенные ставки на бензин.

Также есть договоренности об особом регулировании пошлин на продукцию химической и фармацевтической промышленности, на удобрения, краски, кожу, изделия из пластика и резины, в том числе шины для автомобилей и т. д.

Армения также должна начать переговоры с членами Всемирной торговой организации об изменении своих обязательств в связи со вступлением в ЕАЭС.

Ожидается, что уже в 2015 году к Евразийскому экономическом союзу присоединится Киргизия: в конце декабря соответствующий договор подписал президент республики, осталось ратифицировать соглашение национальными парламентами всех заинтересованных стран.

Несмотря на знаковость событий — вступления с 1 января в силу договора о Евразийском экономическом союзе и присоединении 2 января к нему Армении — не вполне определилась суть этой организации.

Даже политическую структуру Европейского союза, по образу и подобию которого, в теории, выстраивается ЕАЭС, понимают далеко не все, хотя органы власти ЕС, в целом, похожи на органы власти любого федеративного государства. Избираемый парламент и совет представителей государств-участников выполняют функцию законодательной власти. Европейская комиссия, в которой каждое государство имеет своего наделенного министерским портфелем представителя, является исполнительной властью, а Европейский суд (не путать с ЕСПЧ) является судебной ветвью. В недавнем прошлом в ЕС даже появился свой президент, хотя, по распространенной в значительной части Европы традиции, полномочий у него практически нет.

В Евразийском экономическом союзе избираемого парламента нет. Идеи о его создании звучали со стороны российских парламентариев, однако даже с учетом нынешней роли парламента в странах ЕАЭС они вызвали опасения у других членов объединения.

Законодательную роль в ЕАЭС исполняет Высший евразийский экономический совет, в который входят президенты и премьер-министры всех членов Союза. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год, решения принимаются консенсусом. Именно Совет определяет состав и полномочия всех структур ЕАЭС, его решения обязательны для выполнения во всех государствах-участниках.

«Правительство» ЕАЭС — это Евразийская экономическая комиссия. Руководство комиссии осуществляет коллегия во главе с председателем. Каждая страна – член ЕАЭС назначает трех членов коллегии, которые также именуются министрами. Каждый министр имеет в своем подчинении несколько департаментов, исключение пока составляют министры от Армении, они обладают голосом, но никаких портфелей не имеют. В 2016 году истечет срок полномочий коллегии во главе с Виктором Христенко, в новой коллегии представители Армении получат те же полномочия, что и представители других стран.

Договор о Евразийском экономическом союзе предусматривает и создание собственного суда, Международного евразийского арбитража.

Отличие ЕАЭС от Таможенного союза как будто наблюдается в намного более тесной интеграции законодательств стран-участников. Если до 2015 года главным достижением фактически был единый Таможенный кодекс, а также унификация техрегламентов, то теперь страны будут согласовывать антимонопольную политику, санитарные нормы, транспортные тарифы и т.д.

Идут разговоры даже о введении в будущем единой валюты и, соответственно, создании единого Центрального банка. В договоре о Евразийском экономическом союзе сказано, что страны в целях углубления интеграции должны проводить «согласованную валютную политику». Создание единой валюты не прописано, но установлены обязательства формировать единую макроэкономическую политик: дефицит бюджета сектора госуправления в странах ЕАЭС не должен превышать 3% ВВП, госдолг — не более 50% ВВП, уровень инфляции не более чем на 5% может превышать уровень инфляции в государстве-члене, в котором этот показатель имеет наименьшее значение. Практически идентичные обязательства были введены Маастрихтским договором, который предшествовал введению евро в странах ЕС. Вице-премьер Игорь Шувалов даже заявил, что через десять лет должен будет создан единый финансовый регулятор — Евразийский центральный банк — со штаб-квартирой в Алма-Ате, впрочем, до 2025 года еще далеко. Да и судьба единой валюты Союза России и Белоруссии говорит о том, что этот вопрос вряд ли будет легким и быстро решаемым.

Пока Евразийский экономический союз, несмотря на название, напоминает собой проект скорее политический, в котором каждая страна, однако, имеет свои интересы и представления о задачах объединения.

Карпюк Илья
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).