В Британии 12 декабря пройдут досрочные выборы, брексит и отношения с Евросоюзом стали одним из главных вопросов предвыборной кампании.
Судя по последнему опросу ICM Research, на выборах победят тори во главе с премьер-министром Борисом Джонсоном. За консерваторов готовы проголосовать 42 % британцев, за их соперников лейбористов — 32 %, 13 % жителей королевства поддерживают либерал-демократов, а 5 % собираются голосовать за недавно созданную Партию брексита.
Главная интрига грядущих выборов — удастся ли правящей партии получить большинство мандатов в Палате общин. Если тори получат большинство, они смогут ратифицировать соглашение о выходе из ЕС, и тогда Британия формально выйдет из Евросоюза уже в январе 2020 года.
Если же консерваторы не получат большинства, возможны новые отсрочки брексита (если на это пойдет руководство ЕС), новый референдум о членстве Британии в Евросоюзе или же очередные выборы в Палату общин.
Предлагаем краткий обзор позиций ведущих британских политиков по вопросу брексита.
Борис Джонсон: «Покончить с брекситом и двигаться дальше». «Британию любят и уважают во всем мире, но люди обескуражены нашими спорами о брексите и не могут понять, как такая великая страна может угрохать столько времени и сил на такой вопрос и как она может быть такой нерешительной», — сказал премьер-министр в одном из недавних выступлений.
Борис Джонсон возглавил британское правительство летом и был вынужден объявить досрочные выборы, поскольку так и не смог добиться от парламента соглашения с правительством по брекситу, депутаты лишь предварительно одобрили сделку Лондона и Брюсселя по условиям выхода. В итоге дату выхода Британии из Евросоюза пришлось отложить. Уже в третий раз.
«Брексит — это единственная по-настоящему значительная идея Джонсона. Если не будет брексита, в чем будет состоять великая миссия консерваторов по реформированию страны? Останется только спорить о том, кому ликвидировать ущерб, нанесенный его партией,» — парирует левая газета The Guardian и подвергает правительство Бориса Джонсона резкой критике за отказ публиковать до выборов доклад комитета по разведке о том, вмешивалась ли в голосование по брекситу Россия.
Джереми Корбин: «Исключить возможность брексита без сделки». У главных оппонентов тори, лейбористов, с отношением к брекситу всё сложно. Лидер партии Джереми Корбин всегда был евроскептиком, однако большинство депутатов-лейбористов и примерно три четверти их избирателей против выхода Британии из Евросоюза. В то же время партии не хочется терять избирателей-евроскептиков, ведь речь идет минимум о 20 мандатах в Палате общин.
В случае прихода к власти (что, впрочем, маловероятно) Лейбористская партия обещает начать очередные переговоры с Брюсселем и заключить новое соглашение о выходе, после чего вынести проект этого соглашения на референдум с вопросом: «Вы за выход по новому соглашению или за то, чтобы Британия осталась в ЕС?» При этом большинство ведущих лейбористов собираются агитировать за то, чтобы Британия в Евросоюзе все-таки осталась — то есть против нового договора с Брюсселем, идею которого они сами же и продвигают.
В возможных неудачах лейбористов на выборах лидер партии предусмотрительно заранее обвинил президента США (кого же еще, в самом деле?): «Дональд Трамп пытается вмешаться в британские выборы, чтобы на них победил его друг Борис Джонсон», — написал Корбин в твиттере.
Джо Суинсон: «Остановить брексит!» В случае победы на выборах (совсем уж маловероятной) предводительница либерал-демократов обещает незамедлительно отозвать заявление Британии о выходе из Евросоюза.
Газета The Guardian критикует Суинсон за то, что в ходе своей предвыборной кампании она обрушивается с критикой в основном на левую Лейбористскую партию: «Либдемы ненавидят лейбористов больше, чем брексит».
Таким образом получается, что Суинсон и ее партия играют на руку тори и Борису Джонсону и приближают скорейший выход из Евросоюза, вопреки своим лозунгам.
Найджел Фарадж: «Это не брексит, это — предательство!» — таково мнение лидера Партии брексита о планах Бориса Джонсона выйти из Евросоюза в январе. Фараджа называют главным евроскептиком Британии, он ратовал за выход из ЕС задолго до того, как это стало мейнстримом, а теперь агитирует за максимально жесткий брексит — немедленно разорвать отношения безо всяких договоров и переходных периодов, которые предлагают тори.
Консерваторы, в свою очередь, обвиняют Фараджа в том, что его настоящая цель — оттянуть голоса избирателей-брекситеров, помешать тори одержать победу на выборах и таким хитрым образом предотвратить выход Британии из ЕС. Впрочем, в данный момент вообще непонятно, удастся ли Партии брексита провести в Палату общин хотя бы одного депутата.