Операция «преемник» в Южной Осетии де-факто провалилась. Кандидату от власти Анатолию Бибилову не помогла ни поддержка действующего президента, ни визиты крупных российских чиновников в Южную Осетию. Похоже, экспорт «суверенной демократии» в сопредельные страны невозможен в принципе.
Кремль проиграл на выборах президента. Правда, пока еще в крошечной Южной Осетии. «Прокремлевский» кандидат, глава МЧС республики Анатолий Бибилов не смог одолеть в втором туре выборов Аллу Джиоеву. Джиоева, по данным Центризбиркома республики, после подсчета голосов на 74 участках из 85 (87 процентов) набирает почти 15 тысяч голосов (56 процентов). Результат Бибилова — 10 с половиной тысяч (40 процентов).
Победа Джиоевой не гарантирована. Партия власти «Единство» подала в Верховный суд жалобу на действия сторонников Джиоевой и Центризбирком. И Верховный суд вполне может результаты выборов опротестовать.
Кандидат от партии Анатолий Бибилов уже заявил, что не согласен с оглашенными ЦИК предварительными результатами, но обещает принять любое решение Верховного суда, даже если оно будет и не в его пользу.
«У нас совершенно иная информация с избирательных участков. Согласно этой информации, мы лидируем. Кроме того, у нас есть доказательства, что на членов ЦИК оказывалось давление», - заявил Бибилов. По словам Бибилова, «в день голосования практически на всех участках на избирателей оказывалось давление, их подкупали, открыто агитировали».
«Вся ответственность за дестабилизацию ситуации ложиться на наших оппонентов, в случае если они не признают свое поражение», - заявила Алла Джиоева, призвав своих сторонников не поддаваться на провокации. А доверенное лицо Джиоевой – генерал Анатолий Баранкевич заявил на брифинге, что ситуация может выйти из под контроля в случае, если Верховный суд поставит под сомнение итоги выборов, озвученные Центризбиркомом.
Однако понятно, что действующей власти значительная часть граждан Южной Осетии отказали в легитимности. Бибилову, скорее, помешала поддержка президента Эдуарда Кокойты и партии власти. Не помогла ему и поддержка Кремля, в лице главы президентской администрации Сергея Нарышкина и главы российского МЧС Сергея Шойгу.
Через две недели состоятся еще одни выборы в непризнанной в мире республике — Приднестровье. Там прокремлевский кандидат Анатолий Каминский властью не поддерживается и рискует не выйти даже во второй тур.
Провалы на постоветском пространстве случались у Кремля и ранее. Много сил вложили московские стратеги в правильный выбор украинцев в 2004 году. Однако после Майдана и третьего тура выборов победили все-таки оранжевые. С явным неодобрением относились в Кремле к подшему в прошлом году на очередную выборную кампанию Александра Лукашенко. Однако «батька» умудрился выиграть в первом туре, а все попытки оппозиции выйти на улицы были жестоко пресечены. Теперь вот выборы в Южной Осетии, кажется, проиграны.
Проблема в том, что Москва привыкла действовать на территории сопредельных государств таким же образом, как и у себя дома. И полагает, что и тут, и там одинаковые действия должны приводить к схожим последствиям.
Сколько не говорили в Москве, что Путин очень популярен на Украине, но собственный Путин в стране пока не прижился. Украинцы предпочитают следить за Путиным и, возможно, восхищаться издалека.
Москва все еще ощущает себя немножко метрополией, но неспособна этот статус чем-то подтвердить. Любят ее все больше за безвозмездную помощь, как очень любили ранее Советский Союз элиты в беднейших странах Африки. И даже были готовы говорить что-то о социализме, в обмен на материальную помощь.
Сейчас ситуация повторяется на постсоветском пространстве. По сути элиты в странах, образовавшихся на месте Советского Союза не хотят проводить промосковскую политику, а их население видеть во главе стран ставленников Москвы. Однако Кремль раз за разом пытается им навязать свою волю и почти всегда проигрывает. Южная Осетия в этом смысле показательный пример — экспорт суверенной демократии и операции «преемник» провалился.