Предвыборная ситуация на центральном телевидении прояснилась. Вопрос о владельцах ТВС v последнего из центральных телеканалов, сохраняющего фактическую независимость от государства, v в целом решен. Вчерашнее заявление главы РАО ЕЭС Анатолия Чубайса о выходе из состава акционеров телеканала может означать завершение длительной и кропотливой работы власти по конструированию пространства СМИ, соответствующего современной политической ситуации.
Интрига держалась до самого вечера четверга. В понедельник начались веерные отключения телеканала от московских кабельных сетей, «Мостелеком» обещал закончить «необходимые работы» (то есть окончательно отключить ТВС) к пятнице. По всей логике, решение по ТВС должно было быть принято до этого момента. В среду министр печати Михаил Лесин достаточно резко высказался в том духе, что пора бы принять «какое-то решение» владельцам канала. Никто точно не знал, к кому, собственно, это требование относилось v к группе Анатолия Чубайса или группе Олега Дерипаски, имевшим равные доли акций телеканала и различные представления о его будущем. Вероятно, несколько конкретнее Михаил Лесин высказался, встречаясь с олигархами с глазу на глаз.
Больше недели ходили слухи о возможных консультациях акционеров ТВС в Кремле, но никаких подробностей, кроме сообщенных Киселевым в воскресенье, никто так и не узнал. Пресс-секретарь ТВС Татьяна Блинова прокомментировала вчера для «Полит.ру» ситуацию таким образом: «Акционерам ТВС не обязательно идти в Кремль. Но они могут пойти посоветоваться, так как ТВС все-таки v это федеральный метровый канал. И обсудить новую реальность, которая может возникнуть в случае получения полного контроля над каналом одной из групп акционеров». В пресс-службе Администрации президента, в свою очередь ответили, что «необходимо обратиться в ТВС и спросить у них, намерены ли они встречаться с президентом».
Кто к кому в итоге обратился v непонятно, но
Бизнес бизнесом, но проблемы ТВС необходимо обсуждать в предвыборном или шире - в политическом контексте. «Споры хозяйствующих субъектов» на телевизионном рынке еще никогда просто так не возникали. Вполне очевидно, что за «отключальщиком» «Мостелекомом» стоит московский мэр, который, по осторожному высказыванию Татьяны Блиновой, «-неоднократно говорил, что его напрягают некоторые наши сюжеты, например, по реконструкции объектов Москвы». Еще больше Лужкова, вероятно, напрягало бы, если бы канал перешел в руки Анатолия Чубайса, который с несомненностью смог бы эффективно задействовать его для кампании СПС. Вот и получается грубая картина, в которой пусть и не хозяйствующие, а политические субъекты конкурируют за предвыборный ресурс.
Но, похоже, основной смысл происходящего даже и не в каких-то тактических выигрышах или проигрышах отдельных участников игры. Побороться за ресурс можно всегда, но наиболее дальновидные участники проекта ТВС (Каха Бендукидзе, Дмитрий Зимин) вовремя вышли из игры. Интересно знать, как именно они уже тогда сумели все предвидеть.
В прошлых «Итогах», когда мой телевизор еще показывал ТВС, Евгений Киселев процитировал слова Светланы Сорокиной, в свое время на вопрос, сработает ли конструкция ТВС, ответившей: «Спросите у главного конструктора». То есть у В. Путина.
«Главный конструктор», похоже, уже ответил - в своем стиле. А состоит он в том, что самое важное для общества власть высказывает посредством действий, собственно v политики. За что народ нашего президента и любит. Не достанется Чубайсу телеканал! Никаких отдельных объяснений - кому надо, поймет.
В связи с ТВС бессмысленно вновь задаваться вопросами о «свободе слова» и т.п. Актуальный рубеж уже давно не там. Конструкция медийного поля просто приводится в соответствие с политической. И цель здесь не в том, чтобы специально посредством СМИ продвинуть «Единую Россию» и задушить остальных. Скоре v просто снять проблему выборов и предвыборной конкуренции. Не какую-то одну партию поддержать, а обеспечить воспроизводство заранее избранных партий в заранее определенной пропорции. И СПС вроде бы в числе званых, а значит должна быть и в числе избранных.
Рот СМИ не закроют, просто снизят до минимума возможности общественного обсуждения выборов и выбора v для чего и придуманы были поправки к законам о выборах. И если мы правильно понимаем актуальную ситуацию, то от ТВС требуется всего лишь, чтобы канал не имел возможности быть каким-то особенным игроком, чтобы у него не было какого-то самостоятельного политического содержания. То есть, интересные новости делать можно, а политической линии и жесткой собственной позиции в сложных для страны ситуациях v не надо. Помните, НТВ оступился во время «Норд-Оста» - его вскоре поправили, поменяв менеджмент.
В Кремле, видимо, совсем не против СПС и некоторых других партий, просто там хотят, чтобы они попали в Думу не столько благодаря собственным ресурсам, сколько по высочайшему решению. Да и телевидения можно много разного v главное, чтобы не сильно увлекалось скучной политикой, чтобы «больше интересного было для народа».
Представления Олега Дерипаски о будущем ТВС, похоже, больше соответствует этой цели. А если окажется, что и тут вышла промашка, то есть способы все переиграть, например, вновь отдать шестую кнопку МНВК, которая при соответствующем решении может вполне выиграть суды. По крайней мере, такую возможность в интервью «Коммерсанту» не исключил зам. генерального директора Первого канала Марат Гельман: «Перед выборами у канала может появиться много спонсоров и без Чубайса. И вполне возможно, что шестая кнопка вскоре вернется к Московской независимой вещательной корпорации». Да и мало ли еще способов v технология ведь отработана: «спор хозяйствующих субъектов».