На заседании правительства, основным вопросом на котором была подготовка к пока не близкой зиме, не было принято ни одного сколько-нибудь нового решения. Только давно апробированные меры.
Проблемы возникают, как обычно, в самом "тонком месте": из-за дефицита денежных средств РАО ЕЭС сократила закупки мазута (в апреле-мае электростанции покупали меньше четверти от запланированных объемов, а с начала года - менее половины). И это несмотря на лишь недавно остановившийся (из-за повышения тарифов) рост доли живых денег в выручке монополии. Впрочем, и государство вносит свою лепту: оно по-прежнему не слишком хорошо платит за потребление электричества и тепла бюджетниками, а бюджетные энергетические лимиты на этот год более чем в два раза меньше декларируемых отраслевыми министерствами потребностей.
Однако на заседании Минэнерго, пожурившее в пресс-релизе РАО ЕЭС за недостаток мазутных запасов, не стало ссорится с монополистов, пролоббировав принятие решений, невыгодных нефтяникам и "Газпрому".
Во-первых, в дополнение к действующей 12-евровой экспортной пошлине за тонну мазута уже с 1 июля будет введена новая пошлина (ее размер "будет прорабатываться" Минэнерго). Это традиционная мера, за которую нефтяники "не любят" Чубайса. Правда, в этот раз, по заверениям Александра Гаврина, она будет носить не запретительный, а регулирующий характер. Во-вторых, "Газпром", как обычно, получил дополнительное задание на поставку электростанциям газа (3-4 млрд. кубометров). И находящийся в Париже Вяхирев уже отреагировал на это поручение, причем против обыкновения спокойно. По его словам, главная проблема - это несанкционированный забор газа Украиной, которая прошлой зимой незаконно забрала половину экспортной нормы, и фактически "украв" 10 млрд. куб. м. газа. Однако "Газпром", говорит его руководитель, готов и к этому: потерянный в Украине газ будет заменен туркменским. Наконец, третья мера: правительство сохраняет практику обязательных балансовых заданий на поставку нефти на нефтеперерабатывающие заводы. Экспортные квоты, как и прежде, будут выдаваться только по выполнению обязательной программы. Что, как известно, противоречит всем договоренностям России о структурных реформах с Валютным фондом и Мировым банком. Но поскольку внешние кредиты нам теперь не нужны, можно и квотирование экспорта сохранить.