Анатолий Чубайс надеется, что весной все политические точки над "i" в плане реструктуризации РАО ЕЭС будут расставлены: "Если власть не проявит слабости и исполнит свои обязательства, российская энергетика реально получит программу выживания". После решения президента можно будет начать реальные переговоры об инвестициях, - обнадежил Чубайс потенциальных инвесторов - представителей Американской торговой палаты в России. Поскольку в ближайшие годы бюджет будет не в состоянии инвестировать в электроэнергетику, единственным источником средств становятся частные инвесторы. Значит, их привлечение должно быть основной целью реформирования РАО. Интерес к инвестпроектам в России большой, "но пока нет решения государства по окончательной программе реструктуризации, с зарубежными партнерами невозможно вести серьезные переговоры". Тем не менее предварительные переговоры идут (с J.P.Morgan, Deutsche Bank, ведущими энергокомпаниями); на этой неделе - с ЕБРР, - рассказал Чубайс, заметивший, что предпочитает видеть в качестве инвесторов профильные компании, а также крупные финансовые организации.
Глава РАО рассказал американцам свою концепцию реструктуризации (монопольная сеть и система диспетчеризации, конкуренция в генерации и сбыте, нерегулируемые государством цены, сохранение доли государства в капитале РАО) и подверг критике вариант вертикальной интеграции. Сославшись на стороннего аналитика, Чубайс заметил, что в результате создания 7-10 крупных энергообъединений, которые покроют всю страну, а перетоки между которыми будут называться рынком, "вместо одного Чубайса появится 7 или 10", - и страна этого не выдержит. В то же время Чубайс считает вполне профессиональной дискуссию на комиссии Кресса, которая к 15 апреля должна подготовить доклад Путину (предложения о возврате к полностью контролируемой государством энергетике еще звучат, но уже не обсуждаются). Кроме того, совещания по концепции реструктуризации сейчас еженедельно проводятся Германом Грефом, и обсуждаются уже ценовые последствия модели реструктуризации для каждой энергозоны страны.
Чубайс подчеркнул, что тарифы должны на энергию после реструктуризации не должны регулироваться государством. Что касается тарифов монополий, отметил глава РАО, - дело не в создании единого органа по тарифообразованию, а в единой методологии образования тарифа. При этом государственная позиция по изменению тарифов должна фиксироваться вместе с принятием бюджета. А в ситуации, когда неизвестно, что будет с железнодорожными тарифами, РАО и региональные энергокомпании просто не могут планировать свои бюджеты.
Наконец, Чубайс рассказал о планах развития телекоммуникационного бизнеса РАО: "Мы стараемся не уходить в непрофильной бизнес, но телекоммуникации - другое дело. Мы серьезно этим занимаемся и будем этим заниматься". В ближайшее время весь телекоммуникационный бизнес РАО и АО-энерго будет консолидирован и передан 100%-ной дочке холдинга. Капитализация такой компании существенно возрастет, и часть ее активов может быть продана. Сейчас РАО в этом плане серьезно отстает от МПС, признал Чубайс, - но там затраты на создание системы телекоммуникаций заложены в тариф. На ближайшем совместном заседании с ФЭК РАО планирует поставить вопрос о предоставлении ему такой же возможности.