В воскресенье в Узбекистане состоялись выборы президента. За высокий пост боролись бессменный с 1989 года лидер страны Ислам Каримов и еще три малоизвестных кандидата-парламентария – их имена ничего не говорят не только российским, но и узбекским гражданам. Об ожесточенности борьбы свидетельствует тот факт, что до голосования эти кандидаты выразили поддержку своему конкуренту Каримову. Так что еще до объявления предварительных итогов никто не сомневался, что действующий президент уверенно победил в первом туре.
Как сообщил узбекский ЦИК, явка составила 90,5% (при необходимых 33%), а сами выборы прошли без нарушений и «с соблюдением демократических норм и принципов, утвержденных Конституцией страны». При этом власти не объяснили, как обошли конституционный запрет баллотироваться двукратному президенту Каримову на третий срок.
Теперь 69-летнему Каримову предстоит править страной еще 7 лет. В 1989 году Каримов стал первым секретарем ЦК Компартии республики, а после развала СССР дважды выигрывал президентские выборы. Два раза срок его полномочий продлевался: сначала парламентом, потом на референдуме.
За выборами следили более 200 иностранных наблюдателей, из них 78 – представители СНГ, которые остались довольны прошедшим голосованием. ОБСЕ тоже не очень переживала по поводу узбекских выборов. Не испытывая никаких иллюзий на их счет, организация направила в страну около 20 человек. В ОБСЕ сказали, что в связи с отсутствием состязательности и реального выбора осуществлять всеобъемлющий мониторинг дня голосования необязательно.
В Узбекистан не пускают представителей многих западных организаций и СМИ, а в день выборов страна закрыла границы со всеми своими соседями и ужесточила меры безопасности. Западные журналисты с трудом добивались получения виз и аккредитации для поездки в Узбекистан. Более того, официальный Ташкент отказал в аккредитации даже многим российским телеканалам, объяснив это отсутствием «технической возможности». Зато в Ташкенте побывал глава российского Центризбиркома Владимир Чуров. Как сообщили в воскресенье ленты новостных агентств, Чуров отметил высокую активность узбекских избирателей и остался доволен организацией голосования. Он даже даже намерен перенять опыт его проведения. «Здесь мне понравились комнаты матери и ребенка, я буду думать, имеет ли смысл организовать их у нас», – сказал он.
Также Чуров оспорил негативные западные трактовки узбекских выборов. «Как специалист хочу отметить, что основанные на демократических принципах выборы не означают погоню за проведением различных демонстраций и митингов, которые обычно провоцируют беспорядки», – заявил он. Глава ЦИК РФ уверен, что «Узбекистан уверенно идет по пути построения демократического общества».
Узбекистан оказался в центре внимания всего мира два года назад. Тогда во время массовых беспорядков в городе Андижан военные стреляли по толпе. По официальным данным узбекских властей, погибли 173 человека. Правозащитники говорят, что погибших в несколько раз больше. В ответ на критику со стороны США Ислам Каримов заявил, что события в Андижане были инспирированы Западом, а на территорию Узбекистана просачивались боевики из Афганистана. При этом президент Узбекистана даже косвенно назвал виновных, упрекнув НАТО за попытки повлиять на ситуацию в Центральной Азии.
Запад объяснял события в Андижане внутриузбекскими причинами – низким уровнем жизни, коррумпированностью власти. Однако Каримов нашел себе поддержку в лице Владимира Путина, с которым он сошелся во мнении, что во всем виноват международный терроризм, который западные страны используют для организации цветных революций.
В итоге Каримов развернулся от Вашингтона, который ранее был партнером Узбекистана по антитеррористической коалиции, в сторону Москвы. Ташкент вышел из поддерживаемого американцами блока ГУУАМ, созданного в противовес влиянию России в СНГ, заявил о присоединении к ЕврАзЭС, и активизировал контакты по линии Организации Договора о коллективной безопасности, из которого в свое время столь же резко вышел, заподозрив эту структуру в продвижении неких российских «имперских планов».
Однако хорошие отношения с Москвой не повлияли на решимость Ташкента вслед за Туркменией повысить для России цену на газ с 2008 года. По добыче природного газа Узбекистан занимает второе место среди стран СНГ и входит в десятку крупнейших газодобывающих стран мира. В конце прошлой недели глава «Газпрома» Алексей Миллер так и не смог договориться с Каримовым и руководством «Узбекнефтегаза» о взаимоприемлемых ценах на экспорт узбекского газа и тарифах за транзит туркменского газа.