В Киеве, в присутствии президента Порошенко, прошел «Объединительный собор Украинской православной церкви». Предстоятелем созданной на соборе Православной церкви Украины стал митрополит УПЦ КП Епифаний. В соборе приняли участие только двое из иерархов Украинской православной церкви Московского патриархата, которых немедленно лишили сана. Эксперты комментируют ситуацию.
Украина является одной из крупнейших православных стран мира. До недавнего времени на территории Украины действовало три православных церкви: Украинская православная церковь Московского патриархата, Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь. При этом только Украинская православная церковь Московского патриархата признавалась другими поместными православными церквями. Новосозданная Православная церковь Украины признана Константинопольским (Вселенским) патриархатом, однако не признана Русской православной церковью.
Более того, в ответ на действия Константинопольского патриархата Русская православная церковь прервала с ним евхаристическое общение (то есть запретила своим священнослужителям принимать причастие в церквях под юрисдикцией Вселенской патриархии). Константинополь ответных шагов не предпринял, однако от поддержки Православной церкви Украины не отказался.
Таким образом, в настоящий момент на территории Украины действует две крупные православные церкви. Украинская православная церковь Московского патриархата не находится в прямой зависимости от Русской православной церкви, но является ее структурной частью. Являясь частью Русской православной церкви, она признается всеми каноническими поместными церквями. Православная церковь Украины признана Константинопольским патриархатом. Ожидается, что после литургии 6 января в Стамбуле Константинопольский патриарх вручит митрополиту Епифанию томос об автокефалии, сообщает BBC. Признают ли Православную церковь Украины другие поместные церкви, например, Грузинская или Сербская, станет понятно вскоре после этого.
Своим видением ситуации с образованием на Украине поместной церкви с Полит.ру поделился протоиерей Всеволод Чаплин.
«Я считаю, что нужно анафематствовать Константинопольский патриархат, который я считаю уже бывшей христианской церковью, так как они уклонились в схизму, уклонились в ереси. В частности, в документах так называемого Критского собора есть целый ряд ересей, которые нужно осудить. И, конечно, вместе с бывшим Константинополем нужно анафематствовать и участников этого соборища в Киеве.
Эти люди вывели себя за границы христианской Церкви. Константинополь переписывает каноны, за изменение которых положена анафема. Повод для анафемы совершенно очевиден. Думаю, наши церковные власти слишком осторожничают. Кто-то в православном мире нас поддержит, кто-то нет. Наверное, те церкви, которые финансово зависимы от властей Греции, в свою очередь зависимых от Евросоюза, поддержат Константинополь. Ну а те, кто еще сохранил элементарную свободу, должны поддержать настоящее христианство, то есть верность канонам и верность истинному учению Церкви. Может быть, это будет Сербская церковь, может быть, Болгарская, может быть, Грузинская. Может быть, те силы в греческом мире, которые оппонируют обновленчеству Константинополя, в частности, сторонники старого календарного стиля.
Я очень надеюсь, что таких людей будет немало, и считаю, что необходимо переходить от нынешней системы православных церквей, в которой силы, приспосабливающиеся к настроениям западных элит, захватили руководство, к такой системе, в которой было бы адекватно представлено истинное христианство.
Понятно, что после этого соборища, на который не удалось привлечь больше двух епископов канонической церкви, может начаться давление на приходы канонической церкви. Это может привести к конфликтам в десятках мест, могут устраиваться какие-нибудь сельские сходы, на которых будут пытаться переоформить храмовые здания на структуры так называемой автокефалии. Надо отметить, что общины этой псевдоавтокефалии есть и в Крыму, и в Белгородской области, и в Московской области, так что конфликты могут возникнуть и на территории России.
Я не очень понимаю риторику самоуспокоения, которую мы сегодня часто слышим. Наверное, в Москве есть силы, которые предпочтут не заметить события в Киеве и в Стамбуле, сделать опять вид, что можно царствовать, лежа на боку. Но это не так, нужно занимать активную позицию, прежде всего говоря об отступлении от веры, которое совершает Фанар и которому следуют те силы в Киеве, которые позавчера провели это соборище».
Ситуацию для «Полит.ру» прокомментировал ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.
«Перспективы добрых отношений Московского и Константинопольского патриархата выглядят в настоящий момент не слишком хорошо. Однако несмотря на то что определенный разрыв уже произошел, говорить о настоящем глубоком церковном расколе, подобном расколу на католиков и православных, пока, на мой взгляд, рано. Все-таки существует шанс, что этот разрыв будет со временем скорректирован, каким-то образом отношения будут налажены. Особенно в том случае, если в Украине ситуация будет более стабильной и политика по отношению к церквям будет более благоприятной. В какой-то степени диалог двух юрисдикций, которые сейчас существуют на Украине, неизбежен.
Что касается реакции других поместных церквей, все те, кто хотел занять какую-то позицию, уже выразил ее в ходе осенних событий, при оценке, с одной стороны, действий синода Русской православной церкви и, с другой стороны, синода Константинопольского патриархата. Есть те, кто достаточно критически относится к Константинополю, например, болгары и сербы. Есть и те, кто в принципе поддерживает Москву, однако какую-то определенную позицию не занимают, например, Антиохийский патриархат или Грузинская православная церковь.
Проблемы, думаю, могут возникнуть в рамках развития новой поместной церкви. Когда будут основываться новые приходы новой поместной церкви внутри Украины, это, естественно, будет приводить к переделу имущества, к перетягиванию приходов, к переделу Киево-Печорской лавры. Кроме того, будет происходить создание приходов новой поместной церкви за пределами Украины, в тех странах, где проживают украинцы, которые не хотят быть частью Московского патриархата. Приходы Киевского патриархата есть и на территории РФ, например, в Московской области, в Курской области, в Республике Крым. Каким образом они будут перерегистрироваться, пока непонятно. Допускаю, что из политических соображений им все-таки не дадут стать приходами поместной Украинской церкви, потому что ситуация у нас уже довольно разогрета и разогревается в направлении того, что это чуть ли не сатанинское сборище и дьявол во плоти.
Конечно, происходящий конфликт будет длиться довольно долго, однако он не обязательно приведет к полному расколу православного мира и к изоляции Московского патриархата. Такие радикальные меры, которые предлагаются, такие как проклятие в адрес Константинополя и лично патриарха Варфоломея, безусловно, неэтичны и подрывают доверие к статусу духовенства. Если разрыв уже произошел, то предлагаемые жесткие меры, хотя, может, они яркие и красивые, как раз и приведут к изоляции. А мягкая церковная дипломатия поможет если не улаживанию конфликта, то хотя бы его заморозке. Я думаю, что все-таки ума на это хватит».