Сегодня утром разрешилась последняя интрига промежуточных выборов в США: появились предварительные данные о результатах ручного пересчета голосов в последнем штате – Вирджиния, где решалась судьба единственного оставшегося свободного места в Сенате. Там, как и в Монтане, победил представитель Демократической партии. Как сообщал ранее «Полит.ру», накануне Монтана и Вирджиния стали ключевыми в битве за Сенат.
Если предварительные данные подтвердятся и не будут оспорены, у представителей демократической партии будет в сенате 51 место из 100, у республиканцев – 49 мест. Официально результаты голосования будут объявлены 27 ноября.
Таким образом, предварительно уже можно сказать, что американские демократы взяли под свой контроль обе палаты Конгресса. Вчера демократы отвоевали у республиканцев большинство в Палате представителей. Кроме того, демократы в результате губернаторских выборов, прошедшие в 36 штатах, теперь будут занимать большинство губернаторских постов в стране – 28 из 50.
Среди интересных результатов выборов стоит отметить переизбрание в Сенат от Нью-Йорка демократа Хиллари Клинтон, жены Билла Клинтона, которая в 2008 году может стать первым женщиной-президентом США, а также то, что спикером палаты представителей и третьим лицом в государстве также впервые станет женщина – 66-летняя Нэнси Пэлоси.
Еще одним последствием стала отставка министра обороны США Дональда Рамсфелда – основного идеолога и стратега войны в Ираке. Президент США Джордж Буш заявил, что он и Рамсфелд согласились с тем, что настало время для нового руководства министерством. «Мы с министром Рамсфелдом оба сочли, что сейчас самое время поменять руководство Пентагоном. За последние пять лет мы получили огромный военный опыт и провели множество изменений и реформ в ходе войны против терроризма – одной из самых последовательных войн в истории нашей страны. Дональд Рамсфелд был превосходным лидером в это время перемен, и он ценит возможность появления свежей точки зрения в этот критический момент войны», – заявил президент США. При этом он признал, что политический курс в Ираке «работает недостаточно хорошо, недостаточно быстро».
На посту главы Пентагона Рамсфелда сменит Роберт Гейтс – бывший шеф ЦРУ. После сообщений об уходе Рамсфелда падение фондового рынка США усилилось. Рынок нефти отреагировал вяло.
Буш также признал свою ответственность за поражение республиканской партии, однако он не считает результат голосования сигналом к отступлению из Ирака: «Я знаю, что вокруг ходит множество спекуляций относительно того, что означают эти выборы для того сражения, которое мы ведем в Ираке. Я согласен, что многие американцы своим голосованием выразили свое недовольство отсутствием там прогресса. Я также считаю, что большинство американцев и лидеров обеих партий понимают, что с поражением мы смириться не можем», – сказал Буш.
Центральной темой прошедших в США выборов стала внешняя политика (так бывает далеко не всегда, чаще американцев заботят вопросы создания рабочих мест, миграции, семейных ценностей и т.д.). В 2004 году стало ясно, что в основном оплоте побежденного терроризма – Афганистане – сорвался проект по принятию конституции и замирению, и тогда была сделана ставка на другой пилотный внешней политический проект по демократизации – Ирак. В декабре 2004 был пойман Саддам Хусейн, после чего рейтинг Буша был зафиксирован и начал расти. В то время как до этого у американских граждан начали появляться сомнения относительно дорогостоящей внешней политики – демократы активно разыгрывали внешнеполитическую карту и тогда. Но в этот раз даже приговор Саддаму не помог республиканцам выиграть – с одной стороны слишком много трупов, с другой – внешнеполитическая тема удачно была разыграна лидерами демократов (Джон Керри, например, не был харизматическим илдером демократов, а Хиллари Клинтон – является).
Как сообщает Reuters, европейцы с радостью восприняли новость о поражении Республиканской партии в США, надеясь на то, что демократы помогут устранить наметившийся в последние годы раскол между Европой и Америкой. Симпатии европейцев к США значительно ослабли по сравнению со всплеском солидарности, последовавшим за атаками 11 сентября 2001 года, а к администрации Буша во многих странах относятся с подозрением, если не с открытой враждебностью. Администрация Буша расходилась с Европой, а также со значительной частью остального мира, по широкому спектру проблем и вызывала открытую неприязнь из-за многих вопросов, включая кровопролитие и хаос в Ираке, тюрьму в Гуантанамо и отказ подписать Киотский протокол, призванный бороться с глобальным потеплением.
Выборы, в результате которых демократы взяли под контроль Палату представителей и Сенат, многие расценивают как пощечину Бушу и путь к более сбалансированному мировому порядку. «Теперь в Америке меньше Белого дома, а в мире меньше Америки», – сказал Доминик Муази из Французского института международных отношений.
Однако аналитики говорят, что внешняя политика США вряд ли изменится за одну ночь, особенно в отношении Ирака, и предупреждают о том, что с демократами может оказаться труднее договориться по ряду насущных проблем, включая международную торговлю.
Согласно американской конституции, президент определяет внешнюю политику, и несмотря на то, что Конгресс может оказывать влияние посредством различных надзорных комитетов, наблюдатели не ждут, что демократы сразу же возьмутся за изменения политического курса, особенно в отношении Ирака. «Демократы затруднят жизнь Буша, но они не будут заметно препятствовать ему, поскольку они не хотя замарывать себя поражением в Ираке», – сказал Франсуа Эйсбур из Фонда стратегических исследований в Париже.
Российские политики и эксперты говорят, что победа демократов в США может осложнить вступление РФ в ВТО и отмену поправки Джексона-Вэника. Трудности могут возникнуть и при голосовании по тем двусторонним соглашениям, которые сейчас находятся в работе. В частности, это пакет соглашений по сотрудничеству в атомной энергетике.
И хотя практически все улучшения отношений между Москвой и Вашингтоном были связаны с республиканскими администрациями, сейчас каких-либо принципиальных осложнений в российско-американских отношениях не ожидается.