Западные СМИ уже успели объявить сегодняшние переговоры Колина Пауэлла в Москве "неудачными". Действительно, стороны так и не пришли к соглаcию по главным вопросам - сокращению стратегических наступательных вооружений и договору по ПРО. С другой стороны, никто, собственно, и не обещал, что столь масштабные договоренности будут достигнуты в рамках этого визита; кроме того, когда это произойдет, объявить о дипломатическом прорыве предпочтут сами президенты в обстановке максимально торжественной, а именно - в ходе визита Буша в Россию в 2002 году.
Пока же Россия и США маленькими шажками двигаются навстречу друг другу. Россия, напомним, хотела, чтобы сокращение ядерных боеголовок было оформлено юридически обязательным договором, хотя и отказывалась назвать точное количество сокращаемых боеголовок. Теперь американцам сделаны конкретные предложения ("примерные уровни радикальных сокращений СНВ, на которые мы готовы выйти"), которые Пауэлл увез в Вашингтон, заявив, что "обе стороны понимают необходимость документального оформления новых уровней вооружений". Это уже немало, хотя американцы по-прежнему повторяют, что "это может быть договор или что-то еще".
Что касается договора по ПРО, то Игорь Иванов фактически объявил, что Россия морально готова к выходу из него американцев: это "предусмотрено самим договором - статьей 15-й", а потому "в наших прогнозах обеспечения национальной безопасности мы предусматривали и такой вариант". Пауэлл, в свою очередь, настаивал, что новая система ПРО будет направлена "против безответственных государств, имеющих ракеты", способные нести ядерные заряды, и, выказав понимание опасений Москвы, вновь заверил, что система будет ограниченной и не подорвет потенциал сдерживания России в отношении наступательных ядерных сил.
Вообще, стороны обменялись целым рядом мелких уступок и любезностей. Пауэлл не только возложил цветы на месте теракта в подземном переходе на Пушкинской, но и сказал, что "американская общественность обеспокоена жестокостями, которые раньше совершались в Чечне". Президент Путин, в свою очередь, поблагодарил США за "помощь" в проведении гуманитарной операции в Афганистане: "Прежде всего это касается действий в аэропорту города Баграма, где наши и ваши специалисты очень эффективно работали вместе", а Пауэлл, в свою очередь, заявил, что для США оказать содействие России по "входу в Кабул через Баграм" было "честью и удовольствием" v ни больше ни меньше. Просто салон мадам Шерер, а не переговоры.
Наибольший интерес, однако, представляют два сюжета, о которых на публике было сказано меньше всего. Во-первых, Колин Пауэлл посетил Москву, предварительно объехав страны Средней Азии. Судя по той скорости, с которой их лидеры предлагают США свои аэродромы, психологический барьер, до последнего времени удерживавший пожизненных президентов от чрезмерного флирта с США без одобрения Москвы, уже сломан (для режимов же, сомнительных по любым демократическим меркам, визит Пауэлла сыграл важную легитимизирующую роль). Колин Пауэлл и президент Путин не могли не обсудить это вторжение американцев в наш задний двор, и примечательно, что Кремль постарался не привлекать к этой теме внимания. Складывается впечатление, что Путину удалось незаметно (в первую очередь - для своих) и эффективно отменить одну из главных аксиом постсоветской российской внешней политики.
Наконец, едва ли был обойден вопрос о перспективах американской контртеррористической операции, которая, как многократно подчеркивалось, отнюдь не заканчивается с разгромом талибов. И прежде всего v тема возможных действий США против Саддама Хусейна. Тема эта была осторожно подсвечена в ответах Пауэлла российским журналистам: "Президент Буш, - аккуратно сообщил он, - не принял никакого решения и не получал от своих советников рекомендаций о том, что может стать целью следующей фазы антитеррористической операции". Однако слова эти являются лишь отчасти правдой: вопрос об Ираке в американской администрации окончательно еще не решен, однако v близок к тому. И в случае начала военных действий Ирак станет новым испытанием для российско-американских отношений и для "нового курса" президента Путина. Об этом - в специальном материале "Полит.Ру" "На Багдад! Вашингтонский консенсус и наши ориенталисты"
(И.Ф.)