Во вторник, 22 июля (в ночь на среду мск), высокопоставленные представители разведки США сообщили, что располагают данными, что малайзийский «Боинг» над Донецкой областью был сбит силами ополчения. Такое заявление было сделано в ходе закрытого брифинга для журналистов, пишет Mashable.
Спикер констатировал, что доказательств прямой причастности РФ к крушению лайнера нет. Однако версию о том, что Россия в течение нескольких месяцев снабжала оружием ополченцев, представители разведки снова подтвердили. Кроме того было отмечено, что самолет был сбит ракетой типа «земля-воздух» из комплекса «Бук», но перед крушением не было замечено передвижение подобных комплексов через границу.
«Мы не знаем, кто нажал на кнопку… Мы не знаем имя, не знаем звание, мы даже не уверены на сто процентов в национальной принадлежности… Самое правдоподобное объяснение — что это была ошибка, и ракета была запущена плохо обученным боевым расчетом», — заявил представитель разведки. Украинские военные, по данным американских спецслужб, самолет не сбивали.
Аналитик калифорнийского Независимого института Айван Эланд считает, что американская разведка обладает слишком слабыми доказательствами. По мнению эксперта, об этом свидетельствуют частые ссылки на данные из социальных сетей: «Возможно, они защищают свои источники и методы работы. Или же свидетельства, на основании которых они делают заключения, слабые. Они говорят, что пытаются рассекретить некоторые из доказательств. Посмотрим, произойдет ли это», — сказал Эланд РИА Новости.
Ясность будет внесена вместе с обнародованием рассекреченных документов, подтверждающих версию разведки, считает Эланд. «Косвенные свидетельства, кажется, указывают, что сепаратисты действительно могли по ошибке сбить самолет. Хотя всегда есть меньшая вероятность, что украинские власти сделали это намеренно, чтобы обвинить сепаратистов. Тем не менее, американской разведке необходимо рассекретить доказательства, на основании которых она сделала свое предварительное заключение. Это еще не сделано. Официальные лица заявляют, что процесс идет. Однако их анализ не стоит признавать без публикации доказательств», — утверждает привлеченный РИАН спикер.
Эланд считает, что на правительство Украины возложено недостаточно ответственности: «Воздушное пространство над зоной военных действий на востоке Украины должно было быть полностью закрыто украинским правительством и международными авиационными властями», - отметил он.
В понедельник, 21 июля, начальник Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил РФ Андрей Картаполов на брифинге заявил, что самолет Су-25, принадлежащий украинским ВВС, незадолго до катастрофы находился на расстоянии от трех до пяти километров от «Боинга», который впоследствии потерпел крушение. С этой информацией категорически не согласен Государственный департамент США. По словам его представителя Мари Харф, Вашингтон располагает иными сведениями, которые не соответствуют версии Генштаба РФ. «Если посмотреть на то, как был сбит самолет, это соответствует SA-11 («Бук»), огонь которой ведется с земли. Я не видела никакой информации, которая указывает на украинский самолет. Конечно, мы изучаем это. Президент Украины сказал, что этого не было», — заявила Мари Харф в этот вторник. По ее словам, версия Вашингтона будет представлена американской разведкой в среду.
В среду стало известно, что несколько представителей Сената США написали письмо президенту Бараку Обаме, в котором они обосновывают необходимость ввести более жесткие санкции в отношении России. Новые меры должны затрагивать энергетический, оборонный и финансовый секторы экономики РФ. «Мы решительно настаиваем на том, чтобы вы настойчиво реализовали свои полномочия, чтобы немедленно ввести широкие санкции против российского оборонного сектора, в том числе госкомпании Рособоронэкспорт, чтобы предотвратить поставки оружия, оснащения, помощь и обучение сепаратистов на Украине. Мы также призываем вас дополнительно рассмотреть более масштабные санкции в отношении энергетического, финансового и других секторов российской экономики», - говорится в обращении сенаторов к главе государства.
Кроме того сегодня стало известно о телефонном разговоре Барака Обамы с премьер-министром Нидерландов Марком Рютте. Стороны договорились усилить санкционное давление на Россию и выразили озабоченность, что Россия продолжает снабжать оружием ополченцев на востоке Украины.
21 июля Совет безопасности ООН одобрил резолюцию по крушению малайзийского «Боинга». В частности, документ включает требование к группам, которые контролируют место катастрофы и прилегающий район, о предоставлении доступа специальной комиссии по правилам Международной организации гражданской авиации (ICAO, ИКАО). Документ был одобрен единогласно, в нем содержится требование провести беспристрастное международное расследование этого происшествия. «Совет требует немедленно прекратить в районе, непосредственно прилегающем к месту катастрофы, все военные действия, в том числе ведущиеся вооруженными группами, с тем чтобы позволить обеспечить охрану и безопасность при проведении международного расследования», — говорится в резолюции. Кроме того резолюция требует привлечения к ответственности лиц, виновных в этом инциденте, и обеспечения всестороннего сотрудничества всех государств в рамках расследования.
Прошла иформация, что «черные ящики» разбившегося самолета будут расшифровываться в Великобритании. Ранее власти самопровозглашенной Донецкой народной республики передали два бортовых самописца с разбившегося «Боинг» экспертам из Малайзии, но с условием того, что к ним будет предоставлен доступ представителям ИКАО. Основываясь на том, что наибольшее количество жертв сбитого самолета являются подданными Нидерландов, украинская сторона предложила королевству заняться расследованием катастрофы. Ожидается, что эксперты Нидерландов оформят передачу регистраторов от малайзийской стороны, после чего они будут направлены в бюро расследования Великобритании для расшифровки. По сообщению BBC, регистраторы уже находятся у голландцев.
Напомним, что 17 июля над территорией Донецкой области был сбит малайзийский самолет Boeing 777, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур. Погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа. Самолет пролетал над территорией, где ведутся боевые действия, но находился на разрешенной высоте. По основной версии, «Боинг» был сбит ракетой.