Дума приняла поправки президента к закону о статусе судей. Фактически речь идет о новом законе, и именно в таком качестве поправки были предложены президентским представителем в Думе Александром Котенковым. То, что Дума поддержит эти поправки, было решено еще на встрече Путина с лидерами фракций в мае. В итоге за новый закон проголосовали 389 депутатов. Уже к первому чтению из закона были изъяты наиболее спорные нормы, в частности положение об отстранении судьи в связи с уголовным преследованием его родственников. Ко второму чтению, судя по заявлениям Котенкова, Кремль готов еще немного смягчить закон.
Концепт закона - установить возможность административной и уголовной ответственности судей, что сегодня категоричски запрещено. Дисциплинарные выговоры сможет выносить квалификационная коллегия, и они будут действовать год. Порядок административного и уголовного преследования судей в известной мере препятствует давлению на них со стороны местных исполнительных и правоохранительных органов: такие нарушения коллегия из трех судей вышестоящего суда рассматривает по представлению генпрокурора. Особое недовольство вызвала именно административная ответственность. Котенков пояснил, что судья не может чувствовать себя совершенно безнаказанным, в том числе и при нарушении правил дорожного движения, однако согласился ко второму чтению ограничить список правонарушений, за которые такая ответственность возможна. Порядок же привлечения к уголовной ответственности противоречит норме из только что принятого УПК, установившего одинаковые правила уголовного преследования судей и рядовых граждан. Впрочем, по некоторым данным, эта норма в УПК еще будет изменена. Тем не менее депутат Игорь Артемьев заявил, что фракция "Яблоко" поддержит закон в первом чтении, но будет требовать изъять положения об ответственности судей. Виктор Похмелкин из СПС также категорически против судейской ответственности. Закон требует от органов отпускать судью сразу после установления его личности. Котенков не поддержал предложения комитета вычеркнуть ограничение этого правила ситуацией, когда судья задержан на месте совершения преступления.
Среди концептуальных плюсов либералы отмечают введение открытых конкурсов на замещение судейской должности, реформирование квалификационных коллегий. По новому закону, один член коллегии назначается президентом, одну треть региональный парламент (либо Совет Федерации, если это Верховный суд) избирает "из числа представителей юридической и научной общественности, не занимающих государственных либо муниципальных должностей" (public figures). Также законом вводится регулярная переподготовка судей. Последние две нормы требуют дополнительных бюджетных затрат и потому будут введены в действие с 1 января 2002 года. Остальные начнут действовать немедленно.
В качестве предельного для судей пока установлен возраст 65 лет, однако Кремль дал понять, что готов повысить этот барьер. Сергей Попов из "Яблока" потребовал прописать возраст прямым текстом в конституционном (требует 300 голосов) законе о судебной системе, где дана соответствующая отсылка на закон о статусе судей. Тогда, считает Попов, Дума не сможет легко менять сроки полномочий судей. Котенков не поддержал эту идею.
Также были приняты поправки в закон о Конституционном суде, согласно которым санкция уголовного преследования судей передается Совету Федерации; в них же прописан механизм исполнения решений Конституционного суда. Если закон признан неконституционным, Дума или региональный парламент получают шесть месяцев на рассмотрение нового варианта, с обязательным внесением правительства (губернатора). Указы и постановления должны быть исправлены в течение двух месяцев. При этом Котенков указал, что продолжает действовать норма закона, немедленно отменяющая действие неконституционного акта, и что Дума, естественно, не обязана принимать новый закон, но должна его рассмотреть.