Дума с легкостью приняла во втором и третьем чтениях законопроект о формировании Совета Федерации( первый из кремлевского "федеративного пакета") с учетом поправок Кремля,рекомендованных комитетом по госстроительству. Дебаты при обсуждении касались только технических моментов. Все поправки Совета Федерации были проигнорированы при стабильном меньшинстве в 100-110 голосов. Новый сенат формируется к 1 февраля будущего года (никакой мягкой ротации) из представителей законодательной власти региона (кандидатура вносится спикером либо третью депутатов и утверждается парламентом) и исполнительной власти ( предлагающему своего кандидата губернатору требуется согласие парламента). Срок полномочий сенатора равен сроку полномочий того, кого он представляет. Механизм отзыва сенаторов идентичен аналогичному механизму в отношении депутатов, то есть отзывать их губернаторы не смогут.
Переговоры между Кремлем и Думой шли до последнего момента (долго обсуждалась ключевая позиция об отзыве губернаторов; рано утром "Яблоко" еще думало о возвращении проекта в первое чтение для утверждения прямых выборов сената). Важные позиции проекта закона о формировании сената стали объектами закулисного торга по другим существенным пунктам "федеративного пакета", и, по крайней мере в деле формирования Совета Федерации, Кремль отторговал все, что хотел, до последней буковки. Более того, финальное голосование дало хоть и зыбкое, но явное конституционное большинство - 302 "за".В итоге из коммунистов проголосовали 6 "за", 58 "против", 24 не голосовали; их соседи из из "Агропрома"- 20 "за", 19 "против". "Единство", ОВР, СПС, "Яблоко", ЛДПР голосовали "за", "Регионы России" разделились пополам. Пустая формальность - третье чтение - была преодолена еще более успешно: 308 "за". Первый шаг "административной революции" (выражение Хакамады) успешно пройден: даже если с другими законами "федеративного пакета" будет что-то не так и Кремль спровоцирует "малые фракции" отказаться от преодоления вето верхней палаты, большинство в 302 голоса оказалось вполне демонстративным : коммунисты и аграрии выглядят, как обычно, вполне гибкими и мобильными, и добавить 30-40-50 голосов - вопрос сугубо технический. 1 февраля новый сенат должен приступить к работе.
Успешное преодоление второго и третьего чтений исключительно важно для Кремля в свете новой политической конъюнктуры, когда ранее явные и понятные политические коалиции уже не выглядят столь очевидными. Будущее альянса КПРФ-"Единство", нашумевшего в январе, стало более сомнительным в результате обострения конфликта внутри Кремля и перехода в оппозицию депутата Березовского ( переговоры Зюганова с Путиным накануне голосования, обеспечившие необходимые 6 коммунистических голосов и 20 аграрных, были поэтому очень важными). Либеральные фракции ужесточили требования к правовым основаниям федеративной реформы после ареста Гусинского.
В грядущих чтениях второго и третьего законопроектов из "федеративного пакета" Кремль уже может чувствовать себя заметно раскованнее. Во-первых, приняв полностью первый, не отказываться же от последующих. Во-вторых, проверены некоторые заключенные договоренности (фракция ОВР, ранее не вполне стабильная, голосовала единогласно) и первая реакция сената: Платонов после голосования был крайне осторожен и даже не рискнул с уверенностью утверждать, что верхняя палата обязательно наложит вето на закон, хотя ее и прокатили по полной программе. Платонов пока говорит о варианте создания согласительной комиссии, мягком, компромиссном, но бесперспективном: одну согласительную комиссию по федеративной реформе сенат уже создал.