"Во всем виновата Америка". Неправы те, кто думает, что после падения советского агитпропа этот его тезис возродился в отечественных умах лишь тогда, когда по населению ударили гайдаровские реформы. Дело было несколько раньше: в январе 1991 года, когда американцы устроили бурю в пустыне для освобождения Кувейта от саддамхусейновского ига, а советские танки подтянулись к вильнюсскому телецентру. Любители модного в последние годы жизни СССР криптографического мышления тогда уверенно "вычленили сюжет" из орудийного гула: американцы, мол, разрешили отходящим Советам попытаться напоследок навести порядок в Прибалтике в обмен на то, что Москва не будет слишком "возникать" по поводу Ирака. И действительно "не возникала", и действительно понаводили порядок без международных протестов непреодолимой силы.
Об этих конструкциях двенадцатилетней давности заставило вспомнить четверговое заявление заместителя госсекретаря США по "Эху Москвы": Америка не только внесет некоторые чеченские организации в свой черный террористический список, но и не будет возражать, ежели Россия нанесет превентивные удары по базам боевиков в Панкиси=v известном кавказском аналоге афганских пещер Тора-Бора, откуда американцы все выкуривали, да так и не выкурили ни одного своего супостата. А после сделанных в пятницу заявлений лорда Джадда, означающих, что европейские структуры не поддержат российский план форсированной легитимизации власти в Чечне, на Россию и Америку стало уже можно смотреть как на друзей, разделенных враждебным материком, большинство обитателей которого, как известно, отказываются поддержать и новую войну в Ираке.
Предположения о чечено-иракском "размене" неоднократно звучали и в эти дни. С ними можно соглашаться или нет, но все же возрастающий консенсус двух держав, слиться в котором с ними не спешит Европа, может быть объясним чем-то большим, нежели кратковременным расчетом.
Это "большее"=v сходство ситуации, в которой оказались в последние годы США и Россия. Превентивные удары, как сказал замглавы Госдепа, Америка одобрит потому, что и сама любит их наносить. В сегодняшней практике антитерроризма превентивный удар=v это когда бьют по территории, где враг должен быть по определению, по чьему-то хитрому разумению или просто потому, что где-то же он должен быть. Где враг на самом деле, обеим странам понять в сегодняшней ситуации все тяжелее. В этом горькая правда. Вроде всю структуру "Аль-Каиды" американская разведка прочесала, а все равно то на острове Бали, то еще где-нибудь да рванет. "Зубрам" чеченского сепаратизма тоже вроде бы хвалиться в последнее время нечем: один в Грузии тоскует, другой=v без ступни и явно без больших денег (как явствует из сообщений, в последние месяцы федералы все же научились перехватывать курьеров-"финансистов"). Только КамАЗы со взрывчаткой все это почему-то не останавливает.
Неуловимость врага соседствует с его удивительной "телегеничностью". Как это=v где бен Ладен и Масхадов? Да вот же, в телевизоре. И эта виртуальная близость еще более подкрепляет уверенность общества в том, что до террористических гнездовий просто рукой подать. А когда "подать рукой" не получается, на помощь приходит умение журналистов "играть" нехорошими словами. В Штатах, например, борьба с Хусейном большинством телеканалов освещается под рубрикой "война с терроризмом". Каков бы ни был Хусейн, его связь с террористическим интернационалом все же предстоит доказать. Это почти как в наших СМИ Масхадова и близких ему людей называли ваххабитами, хотя чему-чему, а уж ваххабизму-то=Масхадов никогда не был другом.
Понятно, что развитие антитеррористической борьбы путем PR-методик и ударов по тем местам, где кто-то или что-то (например, химическое оружие) если не есть, то может быть, мало устраивает чрезмерно склонную к аналитизму старушку-Европу. Отсюда и сегодняшний лорд Джадд. Что же касается нового укрепляющегося американо-российского взаимопонимания, то=v все хорошо, что хорошо кончается. Этим "хорошо" могло бы быть обнаружение бен Ладена в Панкисском ущелье. Тогда два антитеррористических вектора вполне материально скрестятся на одной персоне. И можно уже будет добраться еще до одной персоны, имеющей прямое отношение к взаимопониманию Москвы и Вашингтона в самых его истоках,=v=до полковника Масхадова, штурмовавшего телецентр в Вильнюсе.