В субботу, 13 октября, в Колонном зале пройдет последний съезд "Отечества". На нем будет одобрено решение о преобразовании в партию и сформирована делегация на учредительный съезд этой новой партии. 13 октября предвыборный проект Лужкова, проигравший битву за власть "Единству", не будет ни учрежден, ни распущен v неким образом вместе с победителем он тихо вольется в свежее кремлевское образование. Дороги назад нет: Кремль начинает строительство новой партии, как предполагается, уже истинно массовой. Будет ли этот проект более успешным, сегодня сказать трудно. Ясно одно: само паритетное слияние "Единства" и "Отечества" стало крупной аппаратной победой московского мэра Лужкова и его свиты. Они получат в новом проекте солидные позиции v заметно более сильные, чем можно было рассчитывать по итогам последних думских и президентских выборов. Впрочем, речь идет о чиновных, а не политических преимуществах v новая партия, как и "Единство" сегодня, будет полностью подконтрольна президенту Путину.
Примерные формы проекта на ближайшее будущее хорошо видны. Попечительский совет в лице Шойгу-Лужкова-Шаймиева будет играть роль номинального президиума. Оперативное управление перейдет к Генеральному совету, во главе которого уже сегодня стоит Александр Беспалов - заместитель Георгия Полтавченко, полпреда Центрального округа. Теперь понятно, что уход Евгения Примакова с поста лидера фракции ОВР был первым шагом этого нового строительства. Из всех немногочисленных версий, объясняющих затеянный передел, наиболее убедительно звучит соображение, что партийный союз "Единства" и "Отечества" оказался нестойким, полным внутренних трений. Скандалы внутри альянса выходили на публику, и, по выражению источника "Полит.Ру" в "Единстве", "центробежные силы стали слишком сильны". Сама же идея соединения "Единства" с сопутствующими проектами не оспаривалась и оставалась руководством к действию. Партийное укрупнение давно заявлено Кремлем как государственная идеология. В итоге возобладала форма монолита.
Как сообщили "Полит.Ру" в Минюсте, схема слияния обеих партий пока не ясна, и сегодня "никто ничего не знает", поскольку "существует несколько вариантов". Минюст направил в Администрацию свой проект объединения, однако не получил ответа. В чем суть предложений Минюста, пока узнать не удалось. Тут есть свои тонкости: как "Полит.Ру" выяснил в Центризбиркоме, закон не дает права на параллельное преобразование двух общественных объединений в единую структуру. Таким правом может обладать союз этих объединений, если это оговорено в уставе союза. Тогда союз должен провести съезд. В противном случае необходимо сначала создать две равноценные партии, чтобы объединить их впоследствии, а это то, чего сейчас хочет избежать Администрация. Либо, наоборот, создать новый проект вроде как с нуля. В любом случае решение о преобразовании в единую партию с "Единством", которое примет "Отечество" 13 октября, будет лишено формального смысла. Источник "Полит.Ру" в "Отечестве" тем не менее настаивает на обратном.
Эти детали важны для имиджа и в юридическом смысле, но лишены политического содержания. Смена названия, в которой уже тоже нет сомнений, означает решительно новый старт. Сомнительно, чтобы было сохранено предложенное Лужковым имя "Единое Отечество": оно слишком неравноценно, хотя и отвечает имиджу президента Путина как собирателя земель. Недовольство объединительным проектом в партии "Единство", прекращающей существование по неясной аппаратно-технологической причине, не является секретом. По мнению источника "Полит.Ру" в "Единстве", на местах слияние будет проходить тяжело, "с большими трениями": партия власти не захочет отдавать рычаги влияния в регионах, и в итоге может последовать мощный исход рядовых членов, уставших от столь частых пертурбаций. Но при любом раскладе заложенная в новый проект массовая идея потребует от президента Путина более точной партийной самоидентификации.