Вчера Виктор Христенко провел в отсутствие Касьянова заседание правительства, в основном посвященное зиме. Особый колорит заседанию придало принятое неделю назад (то есть еще при Касьянове) решение правительства заморозить тарифы монополий до конца года в целях борьбы с инфляцией. Кроме, как изящно выразился тогда Герман Греф, исключительных случаев, когда монополист сможет обосновать повышение тарифа.
Бороться с инфляцией правительству наказал президент Путин. Возразить оказалось нечего - инфляционный прогноз пересматривался правительством уже дважды, и в начале августа стало понятно, что первыми почувствуют на себе тяжесть борьбы с инфляцией естественные монополии. Однако половинчатость решения и тот фактор, что одним монополиям в этом году уже удалось неплохо повысить тарифы, а другим - еще нет, предоставляет массу возможностей для споров и обжалований невнятной заморозки тарифов.
"Разруливать" эту ситуацию, скорее всего, придется Георгию Кутовому - три месяца назад он возглавил ФЭК, а вчера дебютировал перед общественностью в качестве наиболее вероятного руководителя нового суперведомства - Единого тарифного органа (ЕТО). После прихода Кутового ФЭК ярко отметилась в борьбе с РАО ЕЭС. Она оппонировала плану реформирования РАО, критиковала его за непрозрачность тарифов и, что наиболее болезненно для РАО ЕЭС, более чем сдержанно отнеслась к его предложению повысить абонентную плату.
Вчера Кутовой не смог однозначно ответить, будут ли расти тарифы (все монополии уже после объявления о приостановке тарифов выступили с требованиями их повысить). "Лимит повышения до конца этого года исчерпан", - сказал было Кутовой, но затем поддержал предложение "Газпрома" о повышении цен на газ на 20% для промышленности и на 25% для населения. Значит, "Газпром" может быть спокоен, а МПС как раз только что успело повысить тарифы (второй раз в этом году). Кроме того, с легкой руки Христенко Аксененко должен получить право устанавливать цены на билеты купейных и спальных вагонов (когда МПС стал назначать цены в фирменных поездах, они выросли в полтора раза). Так что на острие тарифной борьбы вновь оказывается Чубайс. Вероятно, он сможет добиться роста тарифов по крайней мере в "кризисных" регионах, так как правительство опасается социальных последствий массового замерзания.
Образование ЕТО по сценарию ФЭК, насколько можно понять, лоббировалось алюминщиками, которые первыми ощущают повышение энерготарифов. Рост энерготарифов будет более сдержанным, чем хотелось бы РАО и Минэкономразвития. Это означает, что финансовые проблемы энергетиков правительству придется решать за счет населения (так же, как "выпадающие" после унификации экспортного и внутреннего грузовых тарифов доходы МПС будут компенсированы за счет пассажиров). Энерготариф для населения вырастет в ходе жилищно-коммунальной реформы, которую курирует тот же Христенко. Правда, с этим придется быть осторожным: понятно, что некоторые важные корректировки в план реформы РАО ЕЭС были внесены из опасения слишком сильно повысить энерготариф до выборов 2004 года.
В то же время похоже, что влияние роста монопольных тарифов на нинфляцию, с которой приказал правительству бороться президент Путин, сильно преувеличена. Как показывает в интервью "Времени новостей" Олег Вьюгин, нынешней инфляции куда более присущ монетарный характер (то есть она вызвана ростом денежных агрегатов), чем характер роста издержек. Что, разумеется, не означает, что тарифы можно и нужно повышать. Но показывает, что правительство в очередной раз заходит "не с того конца". Cдерживание тарифов без изменения самой методологии тарифообразования неизбежно приводит к их последующему взрывному росту.