Экологическая проблематика сейчас часто затрагивается в связи с темой туризма. С одной стороны, туризм — это возможность создать новые рабочие места и тем самым способствовать сокращению бедности, что особенно важно для развивающихся стран, популярных среди любителей сафари, заповедников, питомников и прочих форм экотуризма. С другой стороны, развитие туристического бизнеса, а также активность самих туристов могут оказывать разрушительное воздействие на территорию. Это ведет к оскудению местных ресурсов и, в конечном счете, к тому, что ставший в какой-то момент популярным район лишается привлекательности.
Попыткам решить эту дилемму посвящено целое направление исследований. В идеале результатом таких исследований должен стать комплексный набор инструкций, с помощью которых можно развернуть туристический бизнес, обогащающий население, но не приводящий к истощению ресурсов. Одно из таких руководств было опубликовано на сайте Конвенции о биологическом разнообразии. Это результат исследования, которое было организовано Секретариатом Конвенции о биологическом разнообразии, Всемирной туристская организацией и Программой ООН по защите окружающей среды. Исследователи исходили из того, что положительные и отрицательные примеры ведения туристического бизнеса уже существуют, поэтому их нужно проанализировать и сделать выводы.
Когда говорят о вреде, который туризм наносит окружающей среде, имеется в виду, прежде всего, вырубка деревьев и стремительный расход ресурсов на поддержание гостиниц. В этом смысле, рекомендуют авторы, важно правильно подобрать место для организации туристической базы – так, чтобы его адаптация под посетителей в минимальной степени искажала его первоначальный облик. Это, собственно, и есть исходный пункт планирования. В качестве удачного решения экологических проблем, связанных с содержанием базы приводят муниципалитет Кальвия (на Майорке). К концу 1980-х гг. из-за наплыва туристов там возникла угроза экологического истощения, в связи с чем был разработан (и согласован с правительством) план по реабилитации этой области. Важным условием было сохранение ее туристической привлекательности. В соответствии с этим планом снесли наиболее неэкологичные курортные постройки, прекратили работы по углублению дна возле побережья (раньше это делали для того, чтобы получались пляжи), отказались от застройки некоторых территорий и, наоборот, создали несколько новых заповедных зон. Кроме того, развернули программы по переработке урбанистических отходов. Таким образом, к середине 2000-х гг. поставленная цель была достигнута.
В качестве отчасти неудачного проекта приводится проект по устройству зоны экологического отдыха в районе деревни Гудигва (республика Ботсвана). Цель состояла в том, чтобы создать там туристическую базу, благодаря которой местные жители получали бы прибыльную работу, и это стало бы для них стимулом к сохранению и защите природного достояния. Первоначально проектом занимались две организации по охране культурных и природных богатств, но в итоге всё дело перешло в руки турфирмы BigFoot Safaris, потому что инициаторам программы не удалось наладить коммерческую сторону дела. По их словам, ошибка заключалась, во-первых, в том, что они не стали на ранних этапах привлекать спонсоров и консультантов из частного сектора, которые помогли бы создать нужные связи и организовать должным образом рабочие процессы. Во-вторых, с самого начала не продумали схемы для того, чтобы вызвать заинтересованность местных жителей в развитии этого проекта. Когда местные жители видят только разрушение привычного образа жизни, но не получают от этого никакой непосредственной пользы, это вызывает раздражение и противостояние.
Важно использовать юридические инструменты, говорят авторы, с помощью которых можно сформировать такую систему распределения доходов, чтобы, например, их значительная часть шла на обустройство жизни местного населения. Необходимо также на раннем этапе наладить отношения с местной администрацией, что может быть непросто, особенно если организаторы проекта плохо знакомы с культурной спецификой страны. В начале 1990-х гг., когда в Бразилии начали создавать базы для экотуризма, международным организаторам даже устраивали специальные тренинги, на которых бразильские коллеги рассказывали им о культурном контексте и о местных порядках.
Наконец, немаловажную роль играет деятельность, направленная на повышение привлекательности экологичных видов отдыха среди туристов. Если в исходной точке потенциальная аудитория не хочет заботиться о биологическом разнообразии и переработке отходов и опасается возможных отклонений от привычных форм курортного отдыха, то просветительские и рекламные программы, проводимые туристической компанией и/или партнерскими организациями, могут, наоборот, придать такому формату обаяние. «На самом деле, экологичность способствует продажам, - заключают авторы. – Если посыл хорошо оформлен, а цены конкурентоспособны, то клиенты склонны выбирать тех, кто заботится о благополучии туристической зоны».