будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Мир
Сакоян Анна

Экологичный туризм

Экологичный туризм
3557872308_7381699e2c_o
Вьетнам. март 2009 г. Фото: Martha de Jong-Lantink.

Экологическая проблематика сейчас часто затрагивается в связи с темой туризма. С одной стороны, туризм — это возможность создать новые рабочие места и тем самым способствовать сокращению бедности, что особенно важно для развивающихся стран, популярных среди любителей сафари, заповедников, питомников и прочих форм экотуризма. С другой стороны, развитие туристического бизнеса, а также активность самих туристов могут оказывать разрушительное воздействие на территорию. Это ведет к оскудению местных ресурсов и, в конечном счете, к тому, что ставший в какой-то момент популярным район лишается привлекательности.

Попыткам решить эту дилемму посвящено целое направление исследований. В идеале результатом таких исследований должен стать комплексный набор инструкций, с помощью которых можно развернуть туристический бизнес, обогащающий население, но не приводящий к истощению ресурсов. Одно из таких руководств было опубликовано на сайте Конвенции о биологическом разнообразии. Это результат исследования, которое было организовано Секретариатом Конвенции о биологическом разнообразии, Всемирной туристская организацией и Программой ООН по защите окружающей среды. Исследователи исходили из того, что положительные и отрицательные примеры ведения туристического бизнеса уже существуют, поэтому их нужно проанализировать и сделать выводы.

Когда говорят о вреде, который туризм наносит окружающей среде, имеется в виду, прежде всего, вырубка деревьев и стремительный расход ресурсов на поддержание гостиниц. В этом смысле, рекомендуют авторы, важно правильно подобрать место для организации туристической базы – так, чтобы его адаптация под посетителей в минимальной степени искажала его первоначальный облик. Это, собственно, и есть исходный пункт планирования. В качестве удачного решения экологических проблем, связанных с содержанием базы приводят муниципалитет Кальвия (на Майорке). К концу 1980-х гг. из-за наплыва туристов там возникла угроза экологического истощения, в связи с чем был разработан (и согласован с правительством) план по реабилитации этой области. Важным условием было сохранение ее туристической привлекательности. В соответствии с этим планом снесли наиболее неэкологичные курортные постройки, прекратили работы по углублению дна возле побережья (раньше это делали для того, чтобы получались пляжи), отказались от застройки некоторых территорий и, наоборот, создали несколько новых заповедных зон. Кроме того, развернули программы по переработке урбанистических отходов. Таким образом, к середине 2000-х гг. поставленная цель была достигнута.

В качестве отчасти неудачного проекта приводится проект по устройству зоны экологического отдыха в районе деревни Гудигва (республика Ботсвана). Цель состояла в том, чтобы создать там туристическую базу, благодаря которой местные жители получали бы прибыльную работу, и это стало бы для них стимулом к сохранению и защите природного достояния. Первоначально проектом занимались две организации по охране культурных и природных богатств, но в итоге всё дело перешло в руки турфирмы BigFoot Safaris, потому что инициаторам программы не удалось наладить коммерческую сторону дела. По их словам, ошибка заключалась, во-первых, в том, что они не стали на ранних этапах привлекать спонсоров и консультантов из частного сектора, которые помогли бы создать нужные связи и организовать должным образом рабочие процессы. Во-вторых, с самого начала не продумали схемы для того, чтобы вызвать заинтересованность местных жителей в развитии этого проекта. Когда местные жители видят только разрушение привычного образа жизни, но не получают от этого никакой непосредственной пользы, это вызывает раздражение и противостояние.

Важно использовать юридические инструменты, говорят авторы, с помощью которых можно сформировать такую систему распределения доходов, чтобы, например, их значительная часть шла на обустройство жизни местного населения. Необходимо также на раннем этапе наладить отношения с местной администрацией, что может быть непросто, особенно если организаторы проекта плохо знакомы с культурной спецификой страны. В начале 1990-х гг., когда в Бразилии начали создавать базы для экотуризма, международным организаторам даже устраивали специальные тренинги, на которых бразильские коллеги рассказывали им о культурном контексте и о местных порядках.

Наконец, немаловажную роль играет деятельность, направленная на повышение привлекательности экологичных видов отдыха среди туристов. Если в исходной точке потенциальная аудитория не хочет заботиться о биологическом разнообразии и переработке отходов и опасается возможных отклонений от привычных форм курортного отдыха, то просветительские и рекламные программы, проводимые туристической компанией и/или партнерскими организациями, могут, наоборот, придать такому формату обаяние. «На самом деле, экологичность способствует продажам, - заключают авторы. – Если посыл хорошо оформлен, а цены конкурентоспособны, то клиенты склонны выбирать тех, кто заботится о благополучии туристической зоны».

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).