Ситуация вокруг Центрального банка к вечеру понедельника значительно прояснилась: стали относительно понятны не только репутация и взгляды будущего главы ЦБ Сергея Игнатьева, но и причина неожиданной отставки Виктора Геращенко - его сопротивление банковской реформе. Противодействие со стороны Геращенко новому варианту закона о ЦБ v скорее только предлог: во-первых, Дума могла игнорировать позицию Геращенко; во-вторых, есть основания полагать, что закон будет в итоге смягчен даже относительно компромиссного правительственного варианта (хотя сам Игнатьев солидаризовался с позицией правительства в своих первых интервью). Эту нашу точку зрения разделяет и Павел Медведев, зампред банковского комитета. Закон о ЦБ v только повод: "Представьте себе, что Геращенко был бы отправлен в отставку, как того требует закон о ЦБ, и президент объявил бы о кандидатуре Игнатьева за три месяца до отставки v три месяца нас бы лихорадило", v говорит "Полит.Ру" Медведев. При этом функционирование коммерческих банков v пока единственная (не считая закона о ЦБ) сфера, в которой будущий глава ЦБ Игнатьев вообще предлагает что-либо менять. Игнатьев говорит: надо усиливать банковский надзор, вводить международную систему финансовой отчетности, аккуратно укреплять систему гарантирования вкладов. С введением МСФО не нужно дожидаться 1 января 2004 года, заявил в понедельник Игнатьев банковскому и бюджетному комитетам в Думе. Игнатьев, возможно, недоговаривает: есть резон ждать новых требований к минимальному банковскому капиталу. Мелкие банки и их вкладчики v единственные агенты рынка, которые не должны сегодня чувствовать себя спокойно в связи с переменами в ЦБ. "Было абсолютно очевидно, что Виктор Геращенко откровенно не хочет заниматься проблемами, связанными с банковской реформой", - говорит "Эху Москвы" Егор Гайдар, который в 1991 году привел Игнатьева в правительство и который заявляет теперь, что "вообще трудно было придумать лучшую кандидатуру" на пост главы ЦБ.
Выбор в пользу банковской реформы может быть осмыслен и как стратегический в условиях относительной рецессии, когда отвергаются иные, супермонетарные меры стимулирования роста v такие, как девальвация рубля. Игнатьев заявляет, что намерен придерживаться утвержденных ориентиров и прежней политики ЦБ, которая в целом состояла в удержании темпов роста реального курса рубля, несмотря на внеплановую инфляцию и микродевальвации (декабрьский кредит "Газпрому"). "Я не думаю, что в [кредитно-денежную] политику нужно вносить существенные поправки в ближайшие месяцы", - говорил Игнатьев уже в понедельник вечером, успев еще утром крайне консервативными заявлениями успокоить агентов рынка. ЦБ намерен v такова декларация v держать мягкий темп роста курса рубля, учитывая динамику цен на нефть.
Игнатьев v консерватор, и это уже стало предметом критики на ультралиберальном и даже либеральном экономфланге в связи с позицией по валютному регулированию. "Сторонник поэтапной либерализации", будущий глава ЦБ на несколько лет намерен отложить дальнейшее снижение обязательной продажи валютной выручки, и Андрей Черепанов, председатель совета Московской международной валютной ассоциации, в разговоре с "Полит.Ру" критиковал эту позицию, выразив надежду, что, заняв новое место, Игнатьев быстро осознает ее ошибочность.
Иные скептики отмечают возможную сложность в давних связях между правительством и Игнатьевым; Черепанов также выражает надежду, что Игнатьев не будет уступать давлению кабинета, который, "если судить по последним событиям, начал дрейфовать не в нужном направлении". Черепанов имеет в виду недавнее назначение Михаила Делягина советником премьера. В этой связи достаточно велико напряжение относительно кадровой политики в Центробанке, и сам Игнатьев и тут уже выразился в консервативном духе, заявив, что не является сторонником резких кадровых решений.