будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Мир
Гриценко Григорий

Экономический фундамент киргизского бунта

Экономический фундамент киргизского бунта
gric_big

Прошедшие недавно парламентские выборы в Киргизии могли бы притушить накал политических страстей, хотя и не сделали этого. Но даже они заведомо не могли ответить на животрепещущие для страны экономические вопросы. На наш взгляд, в основе политического переворота в Киргизии лежали все-таки экономические противоречия, а не политические, и полная беспомощность прежней власти в разрешении этих противоречий вызвала сначала сильное политическое возмущение, а потом и насильственное свержение этой власти. Но на поверхности остались те же самые каверзные экономические вопросы, ответы на которые теперь должна искать новая (или даже новейшая – после выборов) власть.

Итак, какие же экономические противоречия могут приводить к периодически повторяющимся политическим кризисам в стране с населением «всего» в 5,46 млн. человек? Если ответить на этот вопрос в наиболее общем виде, то можно сказать, что производственный потенциал страны не соответствует ее человеческому потенциалу, и поэтому те самые 5,46 млн. человек вынуждены влачить достаточно жалкое существование. Или, говоря иначе, на всех нет работы – население как бы избыточно.

Этот неутешительный вывод можно подкрепить некоторыми статданными. Так, средняя месячная заработная плата по республике составляет 6700 сомов, что в пересчете по текущему курсу доллара составляет $148, или, по курсу на рубли, 4600 рублей в месяц. Суммы эти, сразу видно, невелики, однако тут может быть одно возражение: курсы иностранных валют не учитывают стоимость жизни в стране, особенно если страна слабо участвует в международном обмене. Поэтому для полноты картины можно использовать другой показатель – отношение средней заработной платы к прожиточному минимуму. В Киргизии прожиточный минимум составляет 3400 сомов и, таким образом, заработная плата превышает его всего в 2 раза.

Для сравнения, в России прожиточный минимум составляет 5000 рублей в месяц, а средняя заработная плата – 20000 рублей в месяц, то есть заработная плата превышает прожиточный минимум в 4 раза.

Таким образом, при слабом экономическом потенциале заработная плата стагнирует на очень низком уровне и, понятное дело, широкие массы не хотят с этим мириться. Однако даже этот низкий уровень заработков (и вообще доходов и потребления) во многом удерживается благодаря внешним ресурсам. Если производственный потенциал страны невелик, то большую долю ее потребностей приходится удовлетворять за счет импорта, а не за счет внутреннего производства.

Это, кстати, характерно не только для Киргизии, но и для массы других стран, которые являются монопродуктовыми, и которым поэтому приходиться удовлетворять большую часть своих потребностей за счет импорта. В этом, собственно говоря, нет ничего плохого, но только в том случае, если доходы от экспорта покрывают расходы на импорт. Но такое бывает далеко не всегда, и Киргизия является достаточно ярким примером ситуации, когда постоянное расхождение между импортом и экспортом приводит к кризисным явлениям.

Так, если взять данные по стоимости экспорта и импорта Киргизии за пять последних лет, то из них видно, что импорт всегда почти в два раза больше экспорта. А в абсолютном выражении эта разница постоянно возрастала: с $418 млн. в 2005 году до $1,8 млрд. в 2008 году. Естественно, этот разрыв надо было как-то покрывать, и хозяйственные агенты республики делали это в меру своих сил и возможностей.

Государство, как всегда, прибегало к внешним займам и получению внешней помощи, в результате чего государственный долг постоянно нарастал. От государства не отставали коммерческие банки и фирмы, которые тоже наращивали свою внешнюю задолженность. Ну, а население, которое, как мы знаем, является избыточным, мигрировало из страны в поисках заработка. И именно за счет переводов работающих вне Киргизии граждан, которые выросли с $271 млн. в 2005 году до $1,1 млрд. в 2008 году, и был практически полностью профинансирован дефицит во внешней торговле страны, а так же косвенным образом были поддержаны доходы тех граждан, которые оставались работать в Республике.

Тем не менее, как показал опыт, этих действий было совершенно недостаточно для сохранения стабильной ситуации. Да и «стабильной» ее можно назвать с большим трудом, потому что когда заработная плата всего в два раза больше прожиточного минимума, а львиная доля доходов формируется за счет внешних источников, которые очень легко могут иссякнуть, то социальный взрыв имеет шанс произойти в любой момент. Что, собственно, и случилось в начале 2010 года.

Является ли ситуация в Киргизии тупиковой или из нее есть какой-нибудь выход? Как представляется, у страны с численностью населения в  5,46 млн. человек, нерешаемых проблем быть не может. Окружающие ее страны, да и мировое сообщество в целом, располагают достаточными ресурсами, чтобы поправить ее экономическое положение. Поэтому дело, в сущности, состоит в том, чтобы на практике реализовать один из рецептов МВФ или МБРР (скорее МБРР, чем МВФ), и предоставить Республике долгосрочный инвестиционный кредит на развитие какого-либо производства (или группы производств), которые смогут создать дополнительные рабочие места. И заодно расширят объем располагаемых валютных ресурсов – или снизив зависимость от импорта, или увеличив экспорт.

Такого рода проект может быть реализован, особенно с учетом того обстоятельства, что аналогичное производство в Киргизии уже давно существует. Это «Кумтор Оперейтинг Компани" канадской корпорации Centerra Gold Inc., которая занимается добычей золота в Иссык-Кульской области и является самым крупным предприятиям в стране. На него приходиться 46% выпуска продукции в промышленности, оно дает 16% доходов государственного бюджета, и стоимость его продукции занимает 47% в общем объеме экспорта Республики.  

В случае реализации подобного рода проектов зависимость экономики Киргизии от внешних источников доходов заметно снизится, а уровень внутренней занятости и доходов значительно возрастет. Это и послужит залогом стабильной экономической ситуации в стране куда в большей степени, чем очередной переход власти из одних рук в другие. 

Гриценко Григорий
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).