Стало ясно, что продолжавшийся пять кварталов кряду экономический рост в апреле остановился. Первым на это указал конъюнктурный опрос Института экономики переходного периода. Вчера отсутствие промышленного роста подтвердил Центр экономического анализа. В марте платежеспособность населения, как и производство, увеличивались рекордными темпами; но уже тогда зарегистрировано ускорение инфляции и рост "рублевого навеса". В апреле выпуск продукции с учетом сезонного фактора упал на 1,2%; спад имеет "фронтальный характер: он зафиксирован в электроэнергетике, машиностроении, химической, пищевой, легкой промышленности, в других отраслях. Рост менее 1% был отмечен в цветной металлургии и ТЭКе.
Весь конец 1999 - начало 2000 года правительство старалось не замечать, что "фантастический" рост имеет место только по сравнению с неблагополучным 1998 годом. Благоприятные факторы, возникшие в результате кризиса-98 (дешевый рубль и импортозамещение, рост промышленных цен при относительной стабильности тарифов естественных монополий, сильное снижение доли государства в ВВП), исчерпаны. С лета прошлого года государственная нагрузка на экономику только усиливалась. Налоговые инициативы, внесенные правительством в Думу, недостаточны для того, чтобы переломить ситуацию (доля госизъятий сократится с 41% до 39% ВВП). Не добавляет оптимизма политика правительства относительно спиртового рынка, рынка связи, банковской сферы (особенно в части создания могучих госбанков). Тарифы на газ, энергию (пока на ФОРЭМе) и железнодорожные перевозки уже повышены. Все монополии (ЕЭС, МПС, "Газпром", "Связьинвест", "Транснефть") требуют новой индексации, что окажет негативное влияние на промышленность с лагом в несколько месяцев.
Советник президента Андрей Илларионов считает, что нужно серьезно сокращать госрасходы. Сегодня доля финансовых ресурсов, перераспределяемая через федеральный бюджет, составляет 17-18% ВВП (несколько лет назад - всего 12%). Расходы консолидированного бюджета выросли до 38%, а по итогам года могут достичь 40%. Пока госрасходы не снизятся до 30% ВВП, устойчивого роста не будет, а для роста в 8-10%, как показывает китайский опыт, их надо снизить до 20% ВВП. Хватит ли у правительства смелости пойти на серьезное сокращение госрасходов, станет ясно в июне. Первые шаги по расходной политике правительство собирается обсудить уже на ближайшем заседании в четверг, а расширенная программа действий будет подготовлена за месяц. Нужна политическая воля к институциональным преобразованиям. Ведь экономические условия для решительных и самостоятельных действий есть: цены на сырьевые товары пока держатся; за счет покупки экспортной выручки ЦБ наращивает резервы, а правительство выплачивает внешний долг, зафиксирован даже возврат в страну капитала.