будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 14, 2025
Мир

Экстраверты и люди с повышенным нейротизмом выпивают чаще

Экстраверты и люди с повышенным нейротизмом выпивают чаще
vodka
Стеклянные бутылки с прозрачной жидкостью. Источник: Фото: krassever.ru

Ученые из НИУ ВШЭ провели исследование и выяснили, что особенности личности напрямую влияют на отношение человека к алкоголю. Например, экстраверты и люди с повышенным нейротизмом выпивают чаще, а вот с ярко выраженной сознательностью — меньше. Дело в том, что у них лучше развит самоконтроль.

Как проводилось исследование

Ученые из НИУ ВШЭ решили выяснить, как особенности личности влияют на уровень потребления алкоголя. В частности те из них, которые входят в так называемую так называемую «Большую пятерку» (Big Five.) Термин впервые начал использовать психолог Льюис Голдберг в 1981 году. А сейчас это одна из самых популярных моделей, которая позволяет составить портрет личности.

В «Большую пятерку» входят следующие характеристики личности:

  • добросовестность/сознательность (conscientiousness). По этим подразумеваются такие характеристики, как упорство, аккуратность, трудолюбие, обязательность, стремление к порядку;
  • экстраверсия (extraversion) — ориентация интересов и энергии человека на внешний мир, а не на субъективный опыт (общительность, энтузиазм, эмоциональная теплота, склонность к приключениям, активность);
  • невротизм/нейротизм (neuroticism) — отражает эмоциональную стабильность или нестабильность (беспокойство, импульсивность, неуверенность, раздражительность, уязвимость к стрессам, враждебность);
  • открытость опыту (openness) — подразумевает творческое начало (креативность, любознательность, хорошее воображение);
  • согласность/доброжелательность (agreeableness) — способность идти на компромиссы и быть дружелюбным (сговорчивость, кооперация, альтруизм, доверие, скромность).

В качестве основы для исследования, ученые взяли результаты опроса RLMS-HSE 2016–2018 годов — социально-демографические показатели 5,3 тыс. жителей России в возрасте от 20 до 60 лет. Участники исследования отвечали на вопросы о потреблении алкоголя, а также о своих некогнитивных навыках, соответствующим категориям «Большой пятерки». 

Затем исследователи анализировали полученные данные с помощью различных эконометрических моделей. 

Люди с повышенной экстраверсией и нейротизмом потребляют больше алкоголя

Выяснилось, что особенности личности напрямую влияют на отношение человека к алкоголю. Они также позволяют предсказать с какой вероятностью и в каком объеме индивид будет употреблять спиртные напитки. 

Например, чем человек добросовестнее (упорнее, трудолюбивее, обязательнее), тем меньше он выпивает. Более того, повышается вероятность, что он и не начнет пить. Дело в том, такие люди лучше контролируют себя. А еще у них есть потребность в накоплении человеческого капитала (инвестиций в свое здоровье и образование), ориентация на здоровый образ жизни.

Согласно статистике, с ростом сознательности на одно стандартное отклонение, повышается и вероятность воздержания от алкоголя на 2,5 процентных пункта для мужчин и на 1,7 процентных пункта для женщин. При этом объем потребления спиртного снижается на 38 п.п. и 28 п.п. соответственно.

Интересно также, что экстраверты пьют больше. А вот люди, которые открыты новому опыту, — меньше. Дело в том, что экстравертные люди ориентированы больше на внешний мир. Их желание общаться ведет к частым социальным контактам, а значит, к большей возможности выпить и меньшей вероятности отказаться от алкоголя.

Рост экстраверсии на одно стандартное отклонение сокращает возможность воздержания на 2,1 п.п. для мужчин и на 2,7 п.п. для женщин. При этом растет объем потребления на 27 п.п. и 24 п.п. соответственно.

Открытые новому опыту люди, то есть креативные, любознательные, с хорошим воображением, потребляют меньше спиртного. Мужчины, у которых развита эта черта личности, пьют на 7 п.п. меньше. А вот у женщин такой связи не выявлено.

На них больше влияет такая характеристика личности как нейротизм. Эмоциональная нестабильность, неуверенность, тревожность, уязвимость перед стрессами подталкивает к выпивке. Объем потребляемого алкоголя у женщин с выраженным нейротизмом почти в два раза выше — 13 п.п.

Ученые предполагают, что это связано с разной мотивацией к потреблению алкоголя. «У мужчин он чаще ассоциируется с конформизмом и стремлением получить приятные ощущения, у женщин — с защитой от негативных эмоций. Кроме того, более высокий нейротизм связан с депрессивными эпизодами, которые чаще испытывают женщины, а алкоголь в этом случае может служить инструментом самолечения», — поясняют ученые. 

Единственной чертой личности, которая не влияет уровень и объем потребляемого человеком алкоголя — согласность/доброжелательность (agreeableness).

Чем образованнее человек, тем он меньше пьет

Данное исследование подтверждает предположение, что чем образованнее человек, тем меньше алкоголя он потребляет. Однако связь между уровнем образования и потреблением спиртного все же переоценивается.

По данным, которые не учитывают влияние «Большой пятерки», наличие высшего образования сокращает объем выпитого в месяц на 50 п.п. (мужчины) и 31 п.п. (женщины), среднего специального — на 37 п.п. и 21 п.п. соответственно. 

Если же анализ учитывает теорию «Большой пятерки», то цифры уменьшаются. Для выпускников вузов — почти вдвое — до 26 п.п. у мужчины и 16 п.п. у женщины. А для выпускников колледжей — до 24,8 п.п. и 11,6 п.п.

«Без изучения личностных черт влияние образования на поведение, связанное с алкоголем, переоценивается. Университеты и колледжи дают новую социальную среду, но качества личности, связанные с ограничением потребления алкоголя (например, добросовестность, экстраверсия, нейротизм), к студенчеству уже формируются. Исследования близнецов показывают, что 30–50% самооценочных личностных черт наследуются, причем экстраверсия и нейротизм — наиболее наследуемые категории “Большой пятерки”, а сознательность в основном представляет собой итог первичной социализации», — заключают исследователи.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).