Ранним утром 17 июля в столице Армении группа вооруженных людей ворвалась на территорию полка внутренних войск и открыли огонь. Один полицейский убит, восемь – включая генерала – взяты в заложники. Захватчики потребовали отставки властей Армении и освобождения лидера оппозиционного «Учредительного парламента». В СНБ при этом утверждают, что сообщения о перевороте не соответствуют действительности.
Около 5 часов утра по местному времени около 30 вооруженных радикалов – предположительно, членов армянской оппозиционной гражданской инициативы «Учредительный парламент» – протаранили ворота патрульно-постовой службы (ППС) полиции Армении в ереванском районе Эребуни и проникли на территорию части. Вслед за этим завязалась перестрелка, замначальника полка ППС полковник Артур Ваноян погиб. Полковник Арам Ованнисян, подполковник Грач Хостегян и старшина Гагик Мкртчян получили ранения. Еще несколько полицейских получили телесные повреждения. Захватчики взяли в заложниках восемь полицейских, в их числе называют заместителя начальника полиции Армении генерал-майора полиции Вартана Егиазаряна и заместителя начальника управления полиции по Еревану полковника полиции Валерия Осипяна.
Прибывший на место происшествия депутат парламента Армении Никол Пашинян сообщил, что захватчики требуют «отставки руководства республики и освобождения своего соратника Жирайра Сефиляна». Сефилян ныне находится под арестом по обвинению в незаконном приобретении и хранении оружия, причем в его биографии это не первый подобный эпизод. В 2006 году он был арестован по обвинению в публичных призывах к насильственной смене конституционного порядка и получил полтора года лишения свободы за незаконное хранение оружия. Весной 2015 года Сефилян снова попал под арест – на этот раз с формулировкой «подготовка к массовым беспорядкам» – однако менее чем через месяц вышел на свободу.
После того, как стало известно о захвате, в интернете появились сообщения о том, что напавшие на здание ППС называют свои действия мятежом и призывают людей выходить на улицы. Однако Служба национальной безопасности Армении заявила, что эти сообщения «абсолютно не соответствуют действительности». Более того, в СНБ потребовали при освещении средствами массовой информации событий в Эребуни пользоваться данными исключительно из официальных источников: «В противном случае распространяемая дезинформация помогает преступным деяниям, угрожая жизни и здоровью людей».
Лишь к вечеру СНБ официально сообщила, что квалифицирует события в Эребуни как теракт, однако по-прежнему ведет переговоры с захватчиками, рассчитывая на то, что они добровольно отпустят заложников и сложат оружие.
Замначальника полиции Армении Унан Погосян опроверг сообщения о требовании захватчиками отставки руководства республики. По его словам, освобождение Сефиляна – единственное требование преступников. Комментарий Погосяна поступил спустя более чем десять часов после захвата здания – однако на тот момент полицейские не предприняли активных действий по зачистке территории. «Мы призываем их сдаться властям. У правоохранителей есть все необходимые силы и средства и предпримут все необходимые меры. Если они не послушаются нашего призыва, мы нейтрализуем их, поскольку с убийцами по-другому не поступают. Но мы пока продолжаем переговоры», – отметил Погосян.
Между тем в офисе уполномоченного по правам человека в Армении «Интерфаксу» рассказали о поступающих сообщениях о задержаниях членов «Учредительного парламента»: «Группа оперативного реагирования офиса омбудсмена инициировала визиты в соответствующие отделения полиции, в которые, по имеющейся информации, доставляются задержанные».
В остальном в Ереване, как утверждают очевидцы, жизнь продолжается в обычном режиме: по-прежнему работают магазины, кафе и рестораны; международный аэропорт Звартноц в Ереване функционирует штатно. Хотя отмечаются перебои в работе сотовой связи и интернета, неясно, связано ли это с событиями в Эребуни. Каких-либо сообщений о реакции на призывы захватчиков выходить на улицы и поддержать мятеж нет.
Руководитель оппозиционной партии «Процветающая Армения» Наира Зограбян отметила неспособность «Учредительного парламента» привлечь к своим акциям мало-мальски значительное количество людей: «Мы видели, что на организуемых ими акциях собираются от силы 50 человек. <…> Группа или политическая сила, которая не имеет за собой поддержки минимум несколько десятков тысяч людей, не имеет морального права говорить от имени народа».
Официальную версию «не переворота» косвенно подтверждает и отсутствие реакции администрации президента Армении Сержа Саргсяна – не давая каких-либо комментариев в связи с событиями в Эребуни, там, по-видимому, хотят подчеркнуть отсутствие политической подоплеки и исключительно криминальную природу инцидента. Сам Саргсян накануне отправился с рабочим визитом в Нагорный Карабах, где провел встречу с президентом НКР Бако Саакяном по взаимодействию и расширению сотрудничества.
Отметим, что Сефилян – ветеран войны в Нагорном Карабахе – не раз обвинял Саргсяна в недальновидности, которая, по его мнению, и привела к эскалации нагорно-карабахского конфликта. В апреле текущего года Сефилян дал пресс-конференцию, в ходе которой призвал военных не подчиняться центральной власти, делать свое дело, а потом поставить перед фактом «так называемого верховного главнокомандующего».