будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Евросоюз
Июнь 19, 2025
Мир
Сакоян Анна

ЕС: Граница раскола между севером и югом

ЕС: Граница раскола между севером и югом
800-600_H0EkvXv
Члены Европейского союза на завтраке в честь открытия саммита G20. Источник: g20.org

Bloomberg опубликовал обстоятельный материал о намечающемся политическом кризисе в ЕС. В основе этого потенциального кризиса — появление в поведении некоторых государств моментов, которые не нравятся доминирующим государствам.

Граница раскола еврозоны, к которой относятся большинство стран-участниц ЕС, пролегает между севером и югом. Намечающаяся новая граница политического раскола ЕС проходит между западной и восточной частью. По линии раскола еврозоны сейчас наблюдается некоторое улучшение. На прошлой неделе Греция вернулась на рынок облигаций. Но почти одновременно с выходом из финансового кризиса наметился кризис политический. На прошлой же неделе в Польше едва не приняли закон, компрометирующий независимость верховного суда. Это могло бы повлечь за собой первое в истории применение правил ЕС, касающихся пресечения действий участника в плане соблюдения правопорядка.

Польша и Венгрия, пишет автор, сейчас представляют собой главную угрозу политической стабильности в ЕС. Там у власти находятся популисты, которых ободрил приход к власти в США Дональда Трампа, а также решение Британии отделиться от ЕС. Этим восточным «популистам» автор противопоставляет «центр» в лице Германии и Франции, которые сплотились против восточных лидеров, что потенциально грозит им политической и экономической маргинализацией.

 
Ангела Меркель и Эммануэль Макрон /www.g20.org

Центристская риторика сейчас усиленно эксплуатирует тему солидаризации в критических условиях (отделение Британии), во имя «защиты Европы, ее ценностей и правил». Центру, представляющему собой оплот европейского проекта, противопоставляется «мятежное ядро» в виде Польши и Венгрии, представляющие авторитарную угрозу для демократических институтов. Также к группе риска автор относит другие бывшие страны соцлагеря.

Для наглядности в тексте приводится инфографика, где перечисляются грехи восточноевропейских участников. Болгарии вменяется неэффективность борьбы с коррупцией и реформы судопроизводства. Чехия отказалась принимать беженцев. Венгрия тоже отказалась принимать беженцев и, кроме того, начала теснить иностранные НКО. В Польше подготовили закон, по которому правительство сможет увольнять неугодных судей из верховного суда. Кроме того, Польша тоже не захотела принимать беженцев. Румыния пыталась декриминализировать некоторые служебные нарушения чиновников.

Между тем, отмечает автор, здесь возникает чувствительная проблема суверенитета в условиях надгосударственного объединения. Особенно этот момент ощутим в том, насколько разные требования ЕС предъявляет своим участникам, с одной стороны, и государствам, которые только хотят вступить в его состав, с другой. Требования к желающим присоединиться очень строгие. Требования к готовым участникам гораздо мягче.

 
Демонстрация в Польше против санкций со стороны ЕС / flickr.com

Теоретически в Лиссабонском договоре есть 7-я статья, допускающая исключение провинившегося участника из процесса принятия решений. Но эта статья никогда прежде не задействовалась. По мнению автора, задействование этой статьи против Польши и Венгрии было бы полезно, потому что это бы повысило авторитет институтов ЕС, которые, по замыслу, должны обеспечивать соблюдение правил.

На самом деле тема бунтраства Польши и Венгрии обсуждалась и раньше. Больше года назад геополитический аналитик Джордж Фридман (George Friedman) опубликовал подробный материал на эту тему. Он писал о том, что Польша и Венгрия сильнейшим образом раздражают брюссельскую элиту. При этом фактически им трудно вменить что-либо серьезное. Они продолжают оставаться либеральными демократиями, как того требуют правила ЕС, в основе которых лежит идеология, выработанная в эпоху Просвещения.

Элиту, объясняет Фридман, настораживает то, что эта тенденция возникла в постсоветских странах. Еще один фактор недовольства — это то, что обе страны ведут себя крайне негостеприимно и разборчиво в плане приема иммигрантов. Тем самым они создают нехороший пример для других, более покладистых участников, которые, может быть, тоже не хотят мигрантов, но пока соглашаются. Более того, и в Венгрии, и в Польше руководство ставит на первое место национальные интересы, а потом уже интересы ЕС. Это тоже идет в разрез с интересами тех, кто ратует за большую интеграцию.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).