будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Евросоюз медиа санкции
Июнь 15, 2025
Мир
Сакоян Анна

ЕС, Россия, пропаганда

ЕС, Россия, пропаганда
mogerini1_1
Федерика Могерини и министр иностранных дел Великобритании Филип Хэммонд. Источник: Фото: European External Action Service

В понедельник 19 января состоялась встреча министров иностранных дел ЕС, на которой обсуждалось предложение Фредерики Могерини, верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, пересмотреть некоторые аспекты взаимодействия с Россией. Могерини заняла эту должность в ноябре 2014 г., и этому назначению предшествовала большая медийная дискуссия, в которой много говорили о ее неопытности во внешнеполитической деятельности и выражали опасения, что по причине этой неопытности она будет придерживаться в отношении России слишком мягкого курса.

Встреча министров пришлась как раз на момент обострения обстановки на востоке Украины. Могерини, как сообщали медиа разных стран накануне, собиралась предложить ЕС попробовать возобновить взаимодействие с Россией по некоторым направлениям, в том числе в области торговли и решения общих международных проблем, при условии, что Москва будет следовать минским соглашениям и принимать меры по деэскалации конфликта. В контексте нынешней ситуации, когда конфликт, наоборот, обостряется, министры категорически отказались рассматривать перспективу восстановления взаимодействия. Более того, пишет Business Insider, к самому предложению Могерини некоторые страны ЕС отнеслись как к очень двусмысленному дипломатическому жесту, который российский президент может истолковать как признак того, что ЕС дал слабину.

 
Фредерика Могерини

Сама Могерини отрицает, что ЕС в принципе собирался рассматривать какие-либо радикальные изменения в российской политике, подтверждая, что речь шла о попытке наладить взаимодействие в тех вопросах, которые могут быть приоритетными в более общем международном контексте и действительно только при условии выполнения соглашений. Как бы то ни было, на нынешнем этапе вопрос о смягчении санкций даже не поднимается, а следующая встреча по этому поводу должна состояться в марте.

Financial Times в связи с этой историей обращает внимание противостояние между новым представителем ЕС по внешней политике и сторонниками жесткой линии, прежде всего Британией, Польшей и странами Балтии. Помимо предложения восстановить стратегическое сотрудничество с Россией, внешнеполитическая служба ЕС также призывала разделить санкции против России на две категории: по поводу конфликта в восточной Украине и по поводу присоединения Крыма. В этом случае Евросоюзу было бы проще частично снять санкции с России  в случае деэскалации конфликта на востоке Украины. Однако и эта инициатива, похоже, не встретила поддержки среди министров иностранных дел.

Авторы материала в FT считают, что прошедшая встреча пока малопоказательна в том смысле, что срочности в принятии решений нет. Но полемика будет становиться интенсивнее по мере того как срок действия санкций против России будет приближаться к концу: к июлю 2015 г. так или иначе придется решить, следует ли продливать санкции на следующий год. Италия и Франция при этом считаются наиболее крупными в ЕС сторонниками смягчения давления на Россию. Также недовольство санкциями выражали официальные представители Венгрии и Словакии. При этом ключевую роль в дискуссии, скорее всего, будет играть Германия, которая пока последовательно отказывается от каких-либо уступок России.

Еще один материал по итогам встречи появился на ресурсе European Voice. Его автор Джеймс Паники (James Panichi) сосредоточился на обсуждавшемся министрами вопросе о противодействии пропаганде российских СМИ, в первую очередь, среди русскоязычного населения за пределами России. Вопрос формулировался в терминах информационной войны: «По словам присутствовавших на встрече, среди европейских правительств теперь распространено мнение, что ЕС проигрывает в битве за сердца и умы русскоязычных граждан как внутри ЕС, так и в странах восточного соседства ЕС. Проблема, как они считают, теперь стала скорее геополитической, нежели культурной: российские СМИ использовались для создания мотивационной базы под захват украинской территории, в то время как антиевропейские информационные службы продолжают оказывать ощутимое влияние на местах». Автор цитирует литовского министра иностранных дел Линаса Линкявичюса, который считает, что СМИ сейчас не просто инструмент, а оружие, которому нужно найти противовес. Линкявичюс оговорился, что под противовесом он имеет в виду не проевропейскую пропаганду, а какой-то другой способ выравнивания информационного баланса.

Какой именно, он не уточнил, потому что это будет зависеть от того, «какую модель выдвинет Еврокомиссия, и политическая полемика по этому поводу уже идет».

Сейчас обсуждается вопрос о том, как в принципе могло бы выглядеть это противодействие. Так или иначе, этот проект предполагается разворачивать на двух уровнях: с одной стороны, внутри каждой страны по-своему, а с другой стороны, в рамках согласованной межгосударственной стратегии. В первую очередь, эта тема касается тех стран, где русскоязычное меньшинство составляет существенную часть населения – например, Латвии (30%), где «дипломаты убеждены, что ЕС не может отвечать на натиск российских СМИ мутной и избитой контрпропагандой». Считается, что вместо пропаганды лучше предложить новости и развлекательные программы с акцентом на нейтральное и корректное освещение фактов.

Как бы то ни было, поясняет Паники, весь этот проект пока находится в зачаточной стадии, а обсуждение на встрече министров иностранных дел основывалось на неофициальном документе о противостоянии пропаганде, недавно предложенном министрами иностранных дел Дании, Эстонии, Литвы и Великобритании. Основная идея документа в том, что эмоционально насыщенной пропаганде надо противопоставить достоверную и конкурентоспособную информацию. Здесь автор цитирует вильнюсского политолога, который тоже придерживается мнения, что качественная журналистика – это наилучший противовес дезинформации: «Кремль прицельно разрушал нашу журналистскую систему. Но нам нет нужды ему подыгрывать – нам следует противопоставить этому самую настоящую прямолинейную журналистику».

У Паники в этом неофициальном документе вызывает подозрения требование «подотчетности» СМИ, которое подразумевает, что они должны отвечать установленным правилам вещания. По факту, считает автор, это может дать большой простор для злоупотреблений, в том числе для блокирования российских СМИ или жесткого цензурирования программ, которое может в силу централизации распространиться на все страны ЕС.

Здесь Паники ссылается на мнение Росса Биггама (Ross Biggam), возглавляющего Ассоциацию коммерческого телевидения (ACT) в Европе, который считает, что при всем уважении к государствам Балтии, ограничение возможности вещания российских телеканалов может стать «опасным прецедентом», так как это, в частности, может привести к монополизации вещания.

Наиболее перспективной моделью, по мнению автора, могут оказаться многоязычные общественные вещательные службы вроде BBC (аудитория русской службы насчитывает 3,3 млн. человек в неделю). Литовский эксперт, на которого ссылается автор, предполагает, что еще более удачным вариантом могут быть новые русскоязычные СМИ, созданные профессиональными российскими журналистами, которые не хотят сотрудничать с мейнстримными российскими медиа.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).