28 декабря, рано утром, в 6:17 по местному времени (2:17 мск) самолет авиакомпании AirAsia исчез с экранов, связь со службой воздушного контроля движения была потеряна. Это произошло во время выполнения авиалайнером Airbus 320-200 рейса QZ 8501 Сурабая-Сингапур. По сообщению Reuters, в это время самолет находился на высоте примерно 9700 метров над Яванским морем, между островами Калимантан и Белитунг.
Министерство транспорта Индонезии сообщает, что перед тем как пропасть с радаров, экипаж лайнера запросил разрешения изменить маршрут и высоту полета из-за неблагоприятных погодных условий. На борту находилось 155 пассажиров и еще семеро членов экипажа, 156 из них индонезийцы, еще трое граждан Южной Кореи и по одному жителю Сингапура, Малайзии и Франции. 17 из числа пассажиров были дети. Список пассажиров потерянного самолета вскоре был опубликован в сети. Сообщается, что капитан воздушного судна был опытным летчиком, за свою карьеру он налетал 6100 часов, а вторым пилотом был французский летчик.
По информации местного издания Detik, осмотр самолета перед рейсом показал, что он был в исправном состоянии. Министр транспорта Индонезии не подтвердил факт гибели самолета, и уже вскоре после потери связи с самолетом началась поисково-спасательная операция. Сингапур, Малайзия и Австралия сразу после появления информации о случившемся предложили свою помощь в поиске, на предполагаемое место потери самолета были направлены несколько самолетов C130. Чуть позже с предложением помощи выступил Вьетнам, а концерн Airbus сообщил о готовности оказать содействие в расследовании инцидента. Однако уже спустя несколько часов поисковая операция была отложена до утра в связи с наступлением темноты, не принеся никаких конкретных результатов. Но все же было решено оставить большие корабли, занимающиеся поисками, на всю ночь в море с включенным прожекторами.
О судьбе пропавшего самолета уже прозвучало много разных мнений и предположений, например, один из пилотов полагает, что авиалайнер, скорее всего, «обледенел в небе и упал» и маловероятно, что пилотам удалось посадить судно на воду. Другой пилот рассказал, что маршрут хоть и не очень сложный, но погодные условия в последние дни были более опасными, чем обычно. По данным метеорологов, маршрут пропавшего самолета пролегал через дождевые облака. Глава отдела по связям с общественностью Национальной поисково-спасательной службы Индонезии Суприанди Минггу заявил, что самолет мог оказаться в зоне турбулентности, а затем попытался изменить курс и рухнул в море в районе острова Белитунг.
Кроме того, издание Bangka Tribun News приводит слова местного рыбака с острова Белитунг, который утром слышал громкий удар об воду, однако источник его определить не смог.
Вскоре в СМИ появилась информация о том, что неподалеку от Белитунга могли быть найдены обломки фюзеляжа пропавшего самолета, но эту информацию не подтвердило индонезийское агентство поиска и спасения Basarnas. Там согласились только с тем фактом, что самолет мог упасть в 145 км от берегов Белитунга, сообщает Jakarta Post.
К тому же, индонезийские чиновники заявили, что у пропавшего самолета закончилось топливо. Их слова приводит Astroawani. «Нет никаких возможностей, чтобы рейс QZ8501 продолжил полет. У самолета был запас топлива на 4,5 часа», — говорится в сообщении чиновников, появившемся примерно через 10 часов после утраты связи с самолетом.
Вечером по местному времени еще один самолет Air Asia вынужденно сел из-за технических проблем, об этом сообщается в Твиттере New Straits Times. Этот самолет выполнял рейс AK6242 из Пенанга в Лангкави в Малайзии и был вынужден вернуться в аэропорт уже через десять минут после вылета. После посадки самолет был направлен на проверку, его повторный вылет отложили на несколько часов, а в компании этот инцидент решили не комментировать.
Компания AirAsia на 49% принадлежит Индонезии, хотя базируется в Малайзии, остальная ее часть принадлежит местным инвесторам. По информации портала planecrashinfo.ru, у компании не было зафиксировано авиапроисшествий со смертельным исходом за те 20 лет, что она существует.
Напомним, что больше полугода назад авиалайнер Boeing 777-200 другой авиакомпании Malaysia Airlines, совершавший рейс MH370 из Куала-Лумпура в Пекин с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту, бесследно пропал с экранов радаров в ночь на 8 марта. Это исчезновение часто называют загадочным, потому что с тех пор так и не стало понятно, как его объяснить. Специалистами выдвигался ряд теорий, среди которых, например, техническая неисправность, угон воздушного судна, терроризм, психические проблемы у членов экипажа лайнера или его пассажиров. Основываясь на данных, полученных со спутника, власти Малайзии взялись предположить, что самолет упал в южной части Индийского океана в тысячах километров от его обычного маршрута. По предварительным данным, все 239 человек, которые находились на борту, погибли.
Вскоре после этого инцидента AirAsia пришлось извиняться за то, что в бесплатном журнале для пассажиров был опубликован материал, убеждавший клиентов авиакомпании в том, что их самолет «никогда не потеряется». Один из пассажиров обратил внимание на неуместную фразу и опубликовал в социальной сети фотографию страницы с текстом, после этого тираж журнала изъяли из салонов всех самолетов AirAsia. Исполнительный директор AirAsia Камарудин Меранун в официальном Facebook авиакомпании выразил «глубокое сожаление и раскаяние» в связи с публикацией материала. Он пояснил, что журнал был издан за несколько месяцев до трагедии с лайнером Malaysia Airlines, и авиакомпания не хотела причинить эмоциональную боль родственникам или друзьям пассажиров пропавшего самолета.
Спустя несколько месяцев в небе над Украиной произошло крушение пассажирского авиалайнера Boeing-777. Самолет компании Malaysia Airlines, который следовал из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит вблизи российско-украинской границы. В результате погибли все 298 человек, находившиеся на борту. Заметная часть международного сообщества обвиняет в произошедшем вооруженные силы самопровозглашенных республик, представители этих республик и некоторые российские спикеры обвиняют в произошедшем вооруженные силы Украины.