Вполне абстрактные категории "безработица" и "занятость" традиционно остаются на периферии общественного внимания к российским экономическим процессам, сосредоточенного, в основном, на налоговом регулировании, бюджете, реформах монополий... Между тем российский рынок труда претерпел в последнее десятилетие существенные и достаточно любопытные изменения.
"Полит.Ру" представляет читателям статью заместителя директора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Ростилава Капелюшникова "Российская модель рынка труда: что впереди?", подготовленную в рамках проекта Фонда "Либеральная миссия" "Российский рынок труда: за и против".
Рассматривая трансформацию рынка труда в постсоветских условиях, Капелюшников обнаруживает в нем большой адаптивный потенциал: слом рынка сопровождался относительно небольшими потерями в занятости и умеренной безработицей, установлением гибкого рабочего времени и сверхгибкой заработной платы, интенсивным оборотом рабочей силы и повсеместным распространением нестандартных форм трудовых отношений и, наконец, невысокой забастовочной активностью.
Однако сравнение этой реальной картины с той, которая имела бы место, если бы выполнялись принятые официально нормы труда, приводит исследователя к неожиданному выводу: подвижность российского рынка труда в последнее десятилетие достигалась вопреки существующему трудовому законодательству и заключавшимся контрактам, а не благодаря им. Пластичность, присущая российскому рынку труда, обеспечивалась не содержанием норм трудового права (которые в действительности были и остаются жесткими и чрезвычайно обременительными), а слабостью контроля за их соблюдением. Но без этого ситуация на российском рынке труда, скорее всего, оказалась бы намного более критичной, считает Капелюшников: буквальное следование всем установленным правилам и нормам могло бы полностью парализовать работу рынка труда в условиях глобальных перемен.
Господство неформальных правил и норм в сфере трудовых отношений позволило существенно смягчить возможные негативные последствия в краткосрочный пореформенный период. Однако сложившаяся модель явно неадекватна задачам достижения устойчивого экономического роста и на новом этапе развития во многом утрачивает смысл и оправдание.
Таким образом, становится очевиден общий вектор необходимых сегодня перемен в этой сфере - постепенное сближение фактического и нормативного функционирования российского рынка труда.