Европарламент проголосовал против реформы авторского права. Этому предшествовала мощная кампания, развернутая оппонентами этой реформы — прежде всего, крупными интернет-компаниями.
Исход голосования в Европарламенте, пишет Financial Times, стал частичной победой сил, которые выступали против реформы европейских законов об авторском праве. В числе этих сил находятся Google, YouTube и Wikipedia. Они выступили под лозунгом защиты свободы в интернете. В парламенте мнения за и против реформы разделились примерно поровну, так что преимущество противников составило всего 40 голосов из 751.
В ЕС правовое регулирование копирайта принципиально не менялось начиная с 2001 г. Теперь, когда разгорелась полемика, против этой инициативы выступили, прежде всего, крупные технологические компании, поддерживаемые также известными персонажами вроде Тима Бернерса-Ли. В пользу реформы, в свою очередь, высказывались, прежде всего, издатели и производители музыкальной продукции.
Наибольшее негодование у интернет-компаний вызвал тот момент, что законопроект требовал от некоторых платформ (например, YouTube) ввести жесткую фильтрацию загружаемых пользователями материалов так, чтобы не нарушались авторские права. Для Википедии собирались сделать исключение, но, тем не менее, ее представители также присоединились к кампании против реформы. По итогам кампании протестная петиция набрала более 700 000 подписей.
Отказ от принятия реформы в этот раз, отмечает FT, означает, что Европарламенту придется снова вернуться к этому вопросу и затем опять устроить голосование, потому что потребность в адаптации закона к новой ситуации по-прежнему сохраняется. Если реформа будет одобрена парламентом, за этим последует согласование с правительствами стран ЕС и с Еврокомиссией.
Politico подчеркивает, что нынешняя полемика, в которой присутствует риторика свободы, на самом деле представляет собой столкновение двух противоборствующих сил — издателей/медиакомпаний, которые зарабатывают путем продажи индивидуальных копий, и крупных технологических компаний, которые зарабатывают путем наращивания пользовательской аудитории, привлекаемой, в частности, свободным доступом к большому количеству материалов.
Проект реформы обсуждался на протяжении почти двух лет. Его уже одобрил парламентский комитет, и обычно этого бывает достаточным, чтобы инициатива была одобрена. Таким образом, отказ от ее принятия — это редкий случай, вызванный действительно серьезным недовольством сильного лобби. В нынешней схватке сторонники реформы проиграли. Они надеялись, что благодаря новому закону они получат больше возможностей давить на своих рыночных оппонентов, но в этом раунде потерпели неудачу.
Guardian отмечает, что главная цель издателей сейчас состоит в том, чтобы выровнять свое положение относительно техногигантов. Пока расстановка сил не в их пользу. Они несут убытки, в то время как техногиганты богатеют, не в последнюю очередь как раз за их счет. Для преодоления несправедливости они стремятся сделать так, чтобы и техногиганты понесли ощутимые убытки. Они отнюдь не настаивают на том, чтобы обязательно заставить пользователей платить за материалы, размещаемые в Сети. Собственно, они мало заинтересованы в том, кто будет платить — важно, чтобы платили. В частности, была идея «налога на ссылки» - чтобы новостные агрегаторы и поисковики платили за показ отрывков платных текстов и даже за ссылки, ведущие на другие сайты.