СМИ по-прежнему оживленно обсуждают последствия британского референдума, по итогам которого Британия собирается выходить из ЕС. Одно из направлений этих обсуждений – реакция со стороны собственно ЕС.
Когда и если Британия выйдет из ЕС, пишет журнал Politico, границы еврозоны совпадут с границами европейского блока. Франция и Германия это хорошо понимают и осознают, что если не сохранить валютное единство, то и союз развалится. Их главная и срочная задача сейчас в том, чтобы гарантировать единство валюты, приведя в исполнение те реформы, которые уже давно обсуждались, но откладывались. Срочность обусловлена тем, что инвесторы уже начали опасаться эффекта домино и допускают, что следующей в очереди на выход будет Италия, где банковская система испытывает большие проблемы.
Действительно, сохранение еврозоны сейчас представляет собой политический, финансовый и практический приоритет. Выбывание крупнейшего участника, не входившего в еврозону, - это само по себе повод укрепить свои валютные позиции. Главное препятствие на пути проведения фундаментальных экономических реформ состоит в том, что в этом пункте существует две полярные позиции. Одна из них, воплощаемая, прежде всего Германией, гласит, что фундаментальные преобразования требуют жесткости, бюджетных сокращений и затягивания поясов во имя будущего блага. Другая, представляемая Францией предполагает более мягкий подход и, наоборот, больше государственных расходов на общественные нужды. Таким образом, здесь нужен серьезный политический компромисс.
Между тем, польский телеканал TVP.info опубликовал документ, якобы представляющий собой черновик плана, разработанного Германией и Францией, по преобразованию ЕС в супергосударство, в котором нации фактически утрачивают суверенитет. В частности, документ предполагает устранение национальных армий, уголовных кодексов, центробанков и налоговых систем и создание вместо этого централизованной единой системы по образцу обычного государства. Этот документ, впрочем, пока заинтересовал только таблоиды (Daily Express, Daily Mail). Серьезные англоязычные СМИ больше интересуются возможными сценариями в переговорах с Британией об условиях ее выхода из ЕС.
Что касается переговоров, первым и главным заявлением со стороны лидеров ЕС стал отказ от каких-либо неформальных обсуждений с британским руководством. Премьер-министр Британии Дэвид Кэмерон говорил, что его страна сейчас не готова начать формальный процесс выхода из блока и предлагал предварительно обсудить все неформально, поясняет BBC. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что переговоры будут вестись только на официальном уровне в рамках процедуры, предусмотренной лиссабонским договором. При этом начать эту процедуру надо как можно скорее. В этом Меркель поддержали лидеры Франции, Италии и Испании.
BBC поясняет, в чем состоит месседж Меркель. Референдум представляет собой народное волеизъявление, но сам по себе он никаких дальнейших формальных процессов не запускает. Все знают, что Британия теперь будет каким-то образом отделяться от блока, но начало этого отделения отсчитывается с того момента, когда запускается процедура в соответствии со статьей 50 лиссабонского договора. До этого момента царит неопределенность, в которой ничего нельзя предпринять и которая плохо сказывается на общей обстановке. Этим объясняется настойчивое требование Меркель начать официальный процесс в сжатые сроки.
Только после того, как Британия официально обратиться к Брюсселю в соответствии с упомянутой статьей, начнется отсчет двухлетнего срока, который устанавливает сценарий для достижения сделки, ожидаемой по итогам отделения. Причина неготовности Британии, прежде всего, в том, что через три месяца Кэмерон уходит в отставку. Начинать процедуру до появления нового премьер-министра было бы недальновидно. С точки зрения британских сторонников отделения, начало официальной процедуры вполне может подождать. Но с точки зрения ЕС, это затягивание не обещает ничего хорошего.