15 ноября произошло сразу три или даже три с половиной сильных события, которые связаны с Украиной. В сумме все это выглядит уже почти геополитично. Даже не важно, в каком порядке их излагать – они все сходятся, в чем и исторический момент.
Событие раз
"Экономические известия" сообщили, что Москва и Киев завершили переговоры по газу, согласовав новую цену и условия, "способствующие разрешению спора о предпосылках снижения его цены". Названа даже примерная цена: 220-230 долларов за 1 тыс. куб. $230 вместо $446 тут же предполагают вопрос о том, на какие уступки пошла Украина.
Ну да, там еще не все решено, контракты будут подписаны на президентском уровне, но в Кремле дату не называют, говорят о возможной встрече в конце ноября — начале декабря. Сейчас все согласовывают на уровне правительств, компаний "Нефтегаз Украины" и "Газпром", а потом будет и дата. Непонятно и про уступки. "Экономические известия" сказали только, что "новые соглашения также предусматривают возможность предоставления преференций для российских инвесторов в случае их участия в приватизации предприятий в Украине".
По словам Н.Азарова, со вступлением Украины в Таможенный союз компромисс не связан. Видимо, речь не идет об украинской ГТС, "ЭИ" уточняют, что это уже вопрос геополитический, который должен учитывать интересы поставщика (России), транзитера (Украины) и потребителей в странах ЕС.
Любопытно, что в последнее время появились российские экспертные оценки, согласно которым для Украины приемлемая цена российского газа может находиться в диапазоне $230-300 за 1 тыс. куб. м. Признается даже, что действующие контракты "Нефтегаза" и "Газпрома" содержат невыгодные условия ценообразования. Для российской стороны такое отношение к теме является новым. Впрочем, разницу между $446 и $230 он не поясняет, равно как и тему возможных уступок. Политическая составляющая снижения пока не предъявлена, но она там явно должна быть, поскольку ровно такое же соглашение можно было заключить и полгода назад.
Реакция украинской оппозиции понятна: потеря экономического суверенитета, а потом и политического. Депутат В.Кириленко (НУНС, партия "За Украину!") утверждает, что условием была сдача украинской ГТС и украинских предприятий. Насчет ГТС пока вряд ли так, но он требует от правительства немедленно обнародовать новые договоренности. Понятно, что до окончания переговоров они этого делать не будут.
Событие два
На голосовании поправок к "Закону о декриминализации" Партия Регионов не поддержала поправки, которые бы позволили освободить Ю.Тимошенко. Сам законопроект о декриминализации был принят. Оппозиция, понятно, сообщила, что на этом путь в Европу окончен, а Н.Королевская добавила, что "власть пришла к своему политическому дефолту". Все бы ладно, но о таком исходе голосования оппозицию накануне конкретно предупредил спикер В.Литвин. Тогда, вообще, была странная история.
В понедельник зам.лидера фракции БЮТ А.Кожемякин заявил на согласительном совете, что власти хотят убить Ю.Тимошенко в тюрьме. Хотя имел в виду не столько Тимошенко, сколько повестку Рады на следующий день. Про убийство так: Тимошенко, несмотря на постельный режим, "каждый день, утром и до самой ночи, допрашивается в камере следователями налоговой". По его мнению, "это четкая, системная работа по убийству Юлии Владимировны в тюрьме". В связи с чем и потребовал, чтобы во вторник, 15-го первым же вопросом был рассмотрен законопроект о декриминализации статей УК, по которым была осуждена Тимошенко.
Тут спикер Литвин напомнил, что проект закона стоит в повестке дня на пятницу, но - если надо - можно и во вторник. Так и постановили, но Литвин предупредил, что за поправку нет голосов. По его мнению, лучше бы отправить закон на третье чтение для того, чтобы найти компромисс.
В принципе, какой-то шанс поправок к статьям 364-365 состоял в том, что они будут иметь общее применение. Ну, скажем, в целях дальнейшей гармонизации судебной системы. БЮТ их прямо связал с Тимошенко, обеспечив провал голосования.
После голосования глава фракции ПР А.Ефремов еще и пояснил мотивы: норма, прописанная в 365-ой статье УК, отвечает законодательству, принятому в ряде европейских стран. Сообщил в такой форме: "Нам было сказано о том, что мы должны свое законодательство состыковать с законодательством в Европе. Мы попросили наших специалистов, они изучили законодательство европейских и не только стран, и сегодня мы можем сказать, что данные статьи есть в законодательстве США, Великобритании, Франции и Италии". А это уже чисто привет Европе и ее институциям.
Событие три
В это же время или чуть раньше стало известно, что комитет по вопросам международной торговли Европарламента одобрил рекомендации Еврокомиссии и Совета ЕС в экономической части Соглашения об ассоциации с Украиной. Докладчик, П.Залевский, сообщил, что "основной вывод рекомендаций состоит в том, что посредством интеграции украинской экономики с европейской положительный эффект будет для обеих сторон".
В рекомендациях содержатся предложение поддержать завершение переговоров по ЗВТ до конца этого года, призыв к проведению реформ в Украине, которые позволят модернизировать инфраструктуру страны и признать, что заключение Соглашения об ассоциации предоставит "двойное средство для укрепления верховенства права в Украине для инвесторов", углубит европейские принципы законов и демократии. Также комитет считает важным начать предварительную имплементацию всего Соглашения об ассоциации.
Словом, все прекрасно. Но это была присказка. Далее было сообщено, что в четверг свою позицию по переговорам примет еще и комитет по вопросам иностранных дел, и именно она станет решающей. А хорошие слова экономической части не должны создавать впечатления того, что так пройдет голосование и в четверг.
Залевский произнес фразу: "Мы не хотим разделять эти две части политическую и экономическую, мы хотим, чтобы они были парафированы. Это - наш политический мессидж". То есть, он именно что разделил соглашение на две части, причем – поставил экономическую часть в зависимость от политической. В его изложении дело обстоит так: "Соглашение об ассоциации - на столе, но есть условия парламента, которые содержатся, в частности, в предыдущей резолюции (резолюция ЕП по Украине в связи с делом Тимошенко)". Да, в рекомендациях к переговорам по Соглашению есть предложение ратифицировать Соглашение до конца 2011. Однако, "что будет проголосовано в четверг, то будет проголосовано и на пленарном заседании Европарламента в начале декабря".
Далее уже совсем прямо: "Все зависит от Януковича, или он поймет, что это - в его руках, он - глава государства и у него есть власть, не только формальная но и персональная, чтобы решить эту главную проблему". Эти слова Залевский связывал с визитом Януковича во Вроцлав, который начался вечером во вторник: "Я верю, что президент Вулф и Коморовский открыто скажут об этом Януковичу. Работа по Соглашению завершена, но есть еще определенные условия, которые должны быть выполнены, которые связаны с делом Тимошенко. Президент Украины должен осознать серьезность ситуации".
Но, если ситуация серьезна, то эту серьезность должна ощущать и другая сторона. И тут, конечно,новая цена на газ для Украины должна насторожить членов комитета ЕП по вопросам иностранных дел. Ведь может выйти и так, что в четверг они окажутся перед необходимостью сделать в чем-то даже и исторический выбор.
Событие три с половиной
Вечером во Вроцлаве действительно состоялась трехсторонняя встреча В.Януковича с президентом Польши Б.Коморовским и федеральным президентом Германии К.Вульфом. Общей пресс-конференции по итогам не было. С журналистами общался В.Януковичем, журналистов интересовала Тимошенко. Янукович признал, что стороны коснулись "этого острого вопроса", а он проинформировал их, что "газовое дело" будет еще рассматриваться апелляционным судом.
Также он сообщил, что расследуются "другие направления деятельности Юлии Тимошенко. Безусловно, следствие, правоохранительные органы должны на них дать ответ. В зависимости от того, как они будут расследованы. Такое и будет принято решение. Возможно, они попадут в суд, возможно, не попадут". При этом, власть не вмешивается в деятельность правоохранительных и судебных органов: "Кроме того, что есть в СМИ, мы не знаем ничего и не вмешиваемся в следствие".
Он повторил, что преследование Тимошенко не имеет политического характера и считает несправедливыми претензии по этому поводу к действующей власти. При этом он признает, что эта история может препятствовать подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС. Конечно, он против того, чтобы связывать эти вопросы и в очередной раз назвал недопустимым вмешательство власти в судебный процесс. Впрочем, ситуация может измениться: "идет время, мы не можем сегодня предвидеть, чем все закончится".
Мало того, тут же была и небольшая контратака. Янукович добавил, что Украина "продолжает работать над политической составляющей Соглашения", имея ввиду не Тимошенко – а то, что в политической части документа осталась открытой формулировка вопроса о перспективах членства Украины в ЕС. То есть, Украина требует, чтобы эта перспектива была упомянута, в ЕС отказываются, потому что это просто другой по формату документ.
Разумеется, практические результаты встречи зависят не столько от В.Януковича, сколько от тех ожиданий, которые вкладывали в эту встречу президенты Польши и Германии. В четверг, наверное, и станет понятно, не раньше. То есть, Янукович решил демонстрировать объективность власти, которая не влияет на суд и следствие. Но от него-то ждали субъективного подхода к делу Тимошенко. Хотя, конечно, уже никто не вспомнит, как именно в Европе сформировалась точка зрения на ее дело.
Складываем
По поводу последнего случая можно даже считать, что В.Янкович повел себя героически, отстаивая право украинской власти на суверенные судебные решения. С другой стороны, можно сказать и так, что он пошел на принцип: а чего это они, собственно? Но на принцип пошла и Еврокомиссия, и прочие институции ЕС. На выходные глава представительства ЕС в Украине Ж.М.Тейшейра дал интервью "Голосу Америки". Его там спросили, в самом ли деле украинская власть обещала освободить Тимошенко для получения соглашения об ассоциации, а затем не выполнила своих обязательств.
Ответ: "Я не могу сказать, что были обещания. Но нам ясно дали это понять во время нескольких встреч на высоком уровне. То есть у нас сформировались именно такие ожидания". Тейшейра уточнил, что руководство ЕС ожидало, что "будет найдено решение, как выйти из ситуации с судом, в ходе которого не были соблюдены стандарты верховенства права".
Но дальше возникла все та же тема перспектив членства в ЕС. Тейшейра добавил, что "сейчас есть препятствие на пути к завершению переговоров", но – это не про Тимошенко, а про то, что "Киев хочет зафиксировать перспективу членства в ЕС. Мы можем гарантировать это только странам, которые продвинулись значительно дальше в уважении наших ценностей".
То есть, он все связал уже по новому. Речь не о том, что Соглашение об ассоциации форматно не допускает рассуждений о перспективах вступления, а совсем доступно: "Мы не навязываем волю Евросоюза Украине. Наоборот, это Украина говорит, что хочет быть частью европейской семьи, Европейского Союза". Ну, в общем, какую перспективу вы вообще хотите, когда ведете себя не так, как у нас принято? Мало того, мы вам говорим, как принято, а вы и не слушаете. Кажется, ЕС впервые не знает, как пояснить, чего именно он ждет от страны, которая хочет в него вступить. Ну, думает, что хочет.
Разумеется, при столкновении сторон, обоюдно пошедших на принцип, возможно возникновение чувства сильной взаимной близости. Но только ситуация тут с предысторией. ЕС ведет свои отношения с Украиной уже лет двадцать, последние полгода ему приходится заниматься ею постоянно. А у них там, собственно, кризис, евро в опасности и т.п. Нет же, постоянно принимай резолюции по Украине, думай о судах в Киеве и Соглашении об ассоциации, которую там ощущают чуть ли не вариантом еврочленства, а переубедить невозможно.
Но и с украинской стороны: столько лет возятся с Европой, а что толку? Они же даже упоминание о европерспективе не хотят допустить, не говоря уже о том, будут ли еще вообще расширяться? Ну и да, у них там кризис, предполагаемый рай как-то не сбывается, так что - и зачем?
Поэтому, имея в виду все три с половиной события, особенно – первое, про цену на газ, можно предположить, что у евровыбора в Киеве начались проблемы. Собственно, это тема спекулятивная уже все эти двадцать лет. Просто так все удачно сложилось вместе в один день, 15 ноября.
Но есть одна шутка, которая позволяет спекулятивность отсечь. Практически, случайная: визовый режим. Дело в том, что без виз в Украину сейчас могут въезжать не только российские граждане, но и граждане ЕС. Во втором случае – безо всякой взаимности. Так что понятно: если Украина решает отказаться о европейского варианта с их непонятными правилами поведения, то непременно будет устранена эта безответная безвизовость (ее ввел Ющенко после Майдана, как демонстрацию исторического пути страны, ну и с целью привлечения в страну европейцев).