По мере приближения в США выборов в конгресс у американских СМИ актуализируется интерес к теме «русских троллей и хакеров», которые вмешиваются в предвыборные кампании и влияют на результаты выборов. Эта актуализация, в свою очередь, происходит на фоне недавних происшествий с компанией «Фейсбук», которая сначала пережила большой скандал из-за своей политики обращения с пользовательскими данными, а потом столкнулась со спадом пользовательского доверия, выразившимся в денежном эквиваленте. Теперь «Фейсбук» сообщил о том, что ему удалось выявить в своей соцсети организованную агитационную кампанию.
«Фейсбук», пишет Wall Street Journal, заявил о выявлении новой группы учетных записей, которые участвуют в координируемой политической агитационной кампании, занимающейся распространением некорректной информации в преддверии ноябрьских выборов в конгресс. Методы этой кампании отражают приемы, которые якобы использовались российскими агентами перед президентскими выборами в США в 2016 г.
По итогам этого открытия из самого «Фейсбука» было удалено 32 аккаунта, а из «Инстаграма» - приложение для репоста изображений. Все они были созданы в период между мартом 2017 г. и маем этого года. В общей сложности аккаунты опубликовали более 9 500 постов, и на них подписалось более 290 000 других аккаунтов «Фейсбука».
Эта история, комментирует WSJ, показывает, что «Фейсбук» продолжает работать над предотвращением злоупотреблений посредством своей соцсети, но успехи его пока не очень убедительны. О разработке методов выявления фейковых аккаунтов «Фейсбук» говорит уже давно, а между тем, эта агитационная группа была обнаружена всего две недели назад, то есть примерно через 15 месяцев после того, как она начала свою деятельность.
Также это заявление актуализирует тему внешнего вмешательства в политику США — за три месяца до выборов в конгресс и спустя пять месяцев после того, как американское следствие обвинило группу российских граждан в проведении агитационной кампании в соцсетях. Хотя у «Фейсбука» недостаточно фактов, чтобы установить, кто стоит за новой кампанией, некоторые деятели в конгрессе уже начали намекать, что это, наверно, опять Россия. Россия, напоминает WSJ, отрицает какое-либо вмешательство в президентские выборы в США.
New York Times тоже оговаривает, что прямой связи с Россией «Фейсбук» не установил, но авторов заинтересовало отмеченное сходство приемов с агитационной кампанией, имевшей место перед выборами 2016 г. и приписываемой русским. Как и в предыдущем случае, в рамках кампании раздувается противостояние по наиболее острым общественно-политическим вопросам, касающимся расизма и иммиграционной политики. В частности, с одной стороны, формируется ультраправый лагерь, отстаивающий расовое превосходство белых, а с другой стороны, распространяется левая кампания, которая требует уничтожить ведомство, именуемое иммиграционой и таможенной полицией США.
Для NY Times сообщения «Фейсбука» - это, прежде всего, повод спекулировать о том, как происходило вмешательство в выборы 2016 г. Также это повод вспомнить другие эпизоды информационных атак, приписываемых российской стороне. В частности, речь идет о якобы выявленных в прошлом году неудачных кибератаках на сенатора-демократа от штата Миссури. Здесь авторы сослались на материал газеты Daily Beast, крайне недружественно настроенной по отношению к России.
«Фейсбук», пишет NY Times, использует искусственный интеллект и параллельно с этим команду работников-наблюдателей, чтобы выявлять признаки влияния на общественные настроения перед выборами. Также он пытается собирать признаки, характерные для «российских кампаний влияния», чтобы не давать им использовать инструменты раскрутки. Но несмотря на это, предотвращение таких кампаний по-прежнему затруднительно. Таким образом, выборы в конгресс США — это в своем роде испытание для «Фейсбука», который должен будет продемонстрировать свои возможности по борьбе с вражеской агитацией.