будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Мир
Дабагян Эмиль

Федерализм по-латиноамерикански

Обсуждение инициатив по очередной реформе Совета Федерации возвращает нас к более общему вопросу о форме устройства федеративного государства. Для более четкого понимания ее специфики есть смысл посмотреть на имеющийся мировой опыт. Причем не только европейский и североамериканский.

На латиноамериканском континенте насчитывается четыре федеративных государства: Аргентина, Бразилия, Мексика и Венесуэла. Это зафиксировано и в официальных названиях двух из них: Федеративная Республика Бразилия и Мексиканские Соединенные Штаты. Все они, как и Россия, – президентские республики. В отличие от нашей страны, там федерализм имеет прочные исторические корни и давние традиции, насчитывающие почти два века. Возможно, именно этим объясняются различия в механизмах функционирования федерализма. Вместе с тем для региона характерны не только общие закономерности, но и особенности, связанные с конкретной спецификой.

Везде, за исключением Венесуэлы (где это было до 2000 года), существуют двухпалатные плюралистические парламенты. В них широко представлены как правящие, так и оппозиционные партии, способные реально участвовать в принятии важнейших решений. Обе палаты избираются прямым голосованием граждан по мажоритарной и пропорциональной системе. Везде соблюдается принцип разделения властей. Парламент является самостоятельной ветвью власти, разрабатывающей, а не штампующей законы, спускаемые сверху.

Повсюду субъекты федерации – штаты или провинции – обладают широкой автономией. Законодательная власть и губернаторы избираются непосредственно гражданами. Многие субъекты федерации управляются оппозицией. Это создает сложности для центра. Но возникающие конфликты и разногласия разрешаются, как правило, посредством диалога и взаимных уступок.

Подобный порядок вещей считается нормальным. При этом ни у кого не возникает поползновений выстраивать пресловутую вертикаль власти, не предусмотренную Конституцией. Глава государства общается с руководителями субъектов федераций напрямую, между ними нет промежуточных звеньев в виде полномочных представителей в федеральных округах. Президент не имеет права освобождать от должности глав субъектов федерации без объяснения причин.

Бразильская Конституция 1998 года устранила дисбаланс между законодательной и исполнительной властью за счет заметного ограничения прерогатив президента и расширения прерогатив парламента – Национального конгресса. В результате страна перешла от чрезмерной концентрации экономической и политической власти в руках главы государства к умеренной президентской форме правления, предполагающей более равномерное и сравнительно сбалансированное разделение полномочий различных ветвей власти. Конституция юридически закрепила прямые тайные выборы не только президента и вице-президента, но и депутатов, сенаторов, губернаторов и членов законодательных ассамблей штатов, мэров городов и мировых судей.

Соответственно, с точки зрения латиноамериканского законодательства представляется нелепой, например, российская практика формирования верхней палаты парламента посредством проштамповки местными законодательными собраниями рекомендаций спикера Совета Федерации о назначении и отзыве сенаторов.

В большинстве стран региона имеются влиятельные, неподконтрольные правящим группировкам средства массовой информации, играющие роль четвертой власти, существует развитое гражданское общество. Никому не приходит в голову конструировать для него специальную палату.

Теперь коснемся избрания президентов. Как и в России (во всяком случае, с формальной точки зрения), оно проводится посредством всеобщего и тайного голосования, отбор претендентов осуществляется на съездах партий. Затем кандидаты состязаются в открытой конкурентной борьбе друг с другом. В схватке побеждает сильнейший. В скобках заметим, что в регионе само понятие беспартийного главы государства является нонсенсом – разумеется, если это не диктатор, узурпировавший власть.

В Бразилии и Аргентине предусматривается проведение второго тура. В Венесуэле и Мексике глава государства избирается относительным большинством. Соответственно, степень его легитимности ниже, чем в первой группе стран. Зачастую избранным на должность оказывается претендент, заручившийся поддержкой лишь трети избирателей. Именно так и произошло в Мексике на выборах 2006 года. Но теперь, после подобного казуса, элита осознала необходимость внесения поправок в избирательное законодательство с целью введения второго тура на президентских выборах.

В Аргентине и Бразилии, как и в России, мандат президента ограничен четырьмя годами. С правом избрания вторично, непосредственно по завершении первого срока. В Венесуэле в период представительной демократии, функционировавшей почти сорок лет – с 1959 по 1998 годы, глава государства избирался на пять лет и мог выдвинуться вновь, лишь пропустив два срока. При этом ни в одной стране даже гипотетически не ставился и не обсуждался вопрос о продлении полномочий. Единственное исключение – инцидент с аргентинским президентом Карлосом Саулем Менемом. После нахождения у власти в течение 9 лет он вознамерился выдвинуться вновь, но вовремя одумался.

Конституции Аргентины и Бразилии предусматривают должности вице-президентов. Они избираются в связке с главой государства и исполняют его обязанности в случаях временного отсутствия либо недееспособности. В Венесуэле имеется исполнительный вице-президент. Он назначается и смещается главой государства, зачастую превращаясь в своеобразного козла отпущения. С момента введения этой должности на указанном посту сменилось уже пять фигур. В Мексике такого специального поста нет, а функции вице-президента исполняет министр внутренних дел.

Любопытный и поучительный казус произошел в Аргентине под занавес минувшего столетия. Незадолго до выборов 2000 года сложился Альянс за труд, справедливость и образование. В него вошли старейшая в стране партия Гражданский радикальный союз и отколовшийся от правящей партии Фронт солидарной страны. Коалиция выдвинула из своих рядов кандидатов в президенты и вице-президенты. Вскоре после прихода к власти возникли острые разногласия, приведшие к отставке вице-президента Карлоса Альвареса. Вслед за ним добровольно оставил свой поста и президент Фернандо Де ла Руа. Образовался вакуум высшей власти, разразился острейший кризис. В дело вмешался парламент, избравший временного президента. Своеобразный переходный период длился до мая 2003 года, когда приступил к исполнению обязанностей глава государства Нестор Киршнер, избранный на всеобщих выборах.

В Мексике в период 70-летнего политического доминирования Институционно-революционной партии (ИРП) была отработана своеобразная технология отбора преемника президента. Она получила название «дедасо» – в переводе с испанского языка это означает «указующий перст». Действующий президент намечал своего преемника, как правило, из числа министров внутренних дел. Его кандидатура выносилась на одобрение съезда ИРП и благополучно утверждалась. Остальное было делом техники, поскольку высшая электоральная инстанция контролировалась правящей партией. Сложившийся порядок был нарушен в июле 2000 года, когда на выборах одержал победу выдвиженец оппозиционной партии Висенте Фокс. В период его президентства были предприняты реальные шаги по децентрализации, расширению полномочий субъектов федерации, подкрепленных увеличением финансовых возможностей. Этот процесс затронул и низовые этажи власти.

Особняком в этом ряду стоит современная Венесуэла. Там после принятия Конституции 1999 года в политическом устройстве произошли кардинальные перемены. Ликвидирована верхняя палата. Теперь законодательной властью обладает однопалатная Национальная ассамблея. Президентский срок увеличен с пяти до шести лет. Глава государства получил право выдвинуться вновь по завершении первого мандата. Благодаря юридическим ухищрениям нынешний глава государства Уго Чавес находится на вершине пирамиды власти уже 8 лет. В декабре 2006 года он вновь добился успеха на очередных выборах. К окончанию полученного срока он окажется у руля уже 14 лет. Это самый большой срок в Латинской Америке, не считая Кубу, где первое лицо управляет почти полвека.

И Венесуэла, и Россия, оставаясь на бумаге федерациями, постепенно дрейфуют в направлении унитарных государств. В Венесуэле отправным пунктом такого движения стала ликвидация, согласно Конституции 1999 года, верхней палаты, представляющей интересы субъектов федерации. В России наиболее зримо это выражается в отмене прямых выборов глав субъектов федерации, а также в создании над ними дополнительной надзорной инстанции, не предусмотренной в Основном законе.

В венесуэльской Конституции имеется норма, практически отсутствующая в других странах. Это право на отзыв любого выборного должностного лица по истечении половины срока его полномочий при условии сбора подписей 20% избирателей. Такой возможностью на референдуме в августе 2004 года пыталась воспользоваться оппозиция для прекращения мандата президента, но потерпела неудачу. Подобную норму, вероятно, имело бы смысл прописать и в российском Основном законе.

Разумеется, идеализировать латиноамериканский федерализм нелепо. Бывают там импичменты, возникают и иные острые коллизии. К примеру, бразильского президента Фернанду Коллора ди Мелу в 1992 году Национальный конгресс отстранил по обвинению в коррупции (тогда на его место заступил вице-президент Итамар Франку, а в 1994 году прошли очередные выборы). Мексиканский парламент неоднократно блокировал инициативы главы государства, чья партия не располагала необходимым большинством. Но такое явление характерно и для унитарных республик. Все же учесть длительный опыт достаточно устойчивого существования федеративных государств представляется полезным.

Дабагян Эмиль
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).