Федеративная реформа в разгаре. Фоном реформы стал скандал вокруг закона о Совете Федерации (как дает понять Путин, Строев с компанией его "кинули": была закулисная договоренность о согласительных процедурах и о плавной ротации сената, но губернаторы впали в истерику). Дума приняла два оставшихся закона - об отстранении губернаторов и о местном самоуправлении. Оба закона приняты в достаточно либеральных редакциях. Поскольку в результате скандала с губернаторами возможно все, в том числе и серьезнейшие поправки (например, повторное включение положения об отзыве сенаторов губернаторами), пока, до разрешения конфликта, федеративная реформа в ее законодательном исполнении выглядит серьезной уступкой Кремля либеральным думцам. При этом уступка следует в одном флаконе с нешуточной атакой на губернаторов - им даже местное начальство не дадут снимать.
Закон об отстранении губернаторов предусматривает сложную и длительную (минимум 11-12 месяцев) процедуру отстранения на основе двух судебных решений с последующей апелляцией губернатора в Верховный суд ( уже после указа об отстранении). Самый острый пункт об отстранении на основании уголовного дела смягчен до относительно разумного компромисса: губернатор может быть отстранен на "основании мотивированного представления генпрокурора" при предъявлении обвинения в тяжком и особо тяжком преступлении. (Ранее фигурировало выдвижение обвинения, генпрокурор отсутствовал, характер преступления не описывался; некоторые правые требовали эту главу убрать вообще, в любом виде, разумно заявляя о перетекании уголовно-правовых процедур в разряд политических.) Введен срок давности, кроме того, губернаторам и парламентам дано полгода на приведение конституций и законов в соответствие с федеральными. Закон, следовательно, улучшен в сторону защиты губернаторов от президента.
Но этого губернаторы, возможно, и не заметят. Зато обратят внимание на второй закон: о местном самоуправлении, принятый во втором чтении. Неожиданно (уже все привыкли, что ответственные за проекты законов комитеты согласуют все поправки с Кремлем и с фракциями) Дума, вопреки мнению комитета, приняла поправку, которая отнимает у губернаторов право отстранять мэров городов, резервируя это право исключительно за президентом. Либо договоренность была достигнута в последнюю минуту (весьма возможно, повлиял конфликт с сенатом), либо имела место конспирация (тогда, возможно, она обнаружилась раньше времени). Самое обидное для губернаторов то, что они лишены прав, которые есть у парламентов - те могут распускать муниципальные думы. Положение о федеральном управлении в городах численностью более 50 тыс. человек исчезло тоже, но об этом было известно уже давно. Вместо него появилась глава о федеральном управлении в городах федерального значения - то есть в Москве и в Питере.
Теперь ключевым вопросом становится выбор между преодолением вето Совета Федерации и согласительными процедурами. Есть только одно логичное обоснование кремлевского импульса к мирному решению, обставленного в виде письма Думы сенаторам - конституционное большинство для преодоления вето не гарантировано. Именно поэтому депутаты от ОВР (мирный вариант формально исходит от Евгения Примакова), равно как и прочие, заняли позицию одновременно примирительную и угрожающую.