будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 8, 2025
Мир

Федеративная реформа в разгаре: на фоне скандала с Советом Федерации Дума приняла два других федеративных закона; они получились достаточно либеральными

Федеративная реформа в разгаре. Фоном реформы стал скандал вокруг закона о Совете Федерации (как дает понять Путин, Строев с компанией его "кинули": была закулисная договоренность о согласительных процедурах и о плавной ротации сената, но губернаторы впали в истерику). Дума приняла два оставшихся закона - об отстранении губернаторов и о местном самоуправлении. Оба закона приняты в достаточно либеральных редакциях. Поскольку в результате скандала с губернаторами возможно все, в том числе и серьезнейшие поправки (например, повторное включение положения об отзыве сенаторов губернаторами), пока, до разрешения конфликта, федеративная реформа в ее законодательном исполнении выглядит серьезной уступкой Кремля либеральным думцам. При этом уступка следует в одном флаконе с нешуточной атакой на губернаторов - им даже местное начальство не дадут снимать.

Закон об отстранении губернаторов предусматривает сложную и длительную (минимум 11-12 месяцев) процедуру отстранения на основе двух судебных решений с последующей апелляцией губернатора в Верховный суд ( уже после указа об отстранении). Самый острый пункт об отстранении на основании уголовного дела смягчен до относительно разумного компромисса: губернатор может быть отстранен на "основании мотивированного представления генпрокурора" при предъявлении обвинения в тяжком и особо тяжком преступлении. (Ранее фигурировало выдвижение обвинения, генпрокурор отсутствовал, характер преступления не описывался; некоторые правые требовали эту главу убрать вообще, в любом виде, разумно заявляя о перетекании уголовно-правовых процедур в разряд политических.) Введен срок давности, кроме того, губернаторам и парламентам дано полгода на приведение конституций и законов в соответствие с федеральными. Закон, следовательно, улучшен в сторону защиты губернаторов от президента.

Но этого губернаторы, возможно, и не заметят. Зато обратят внимание на второй закон: о местном самоуправлении, принятый во втором чтении. Неожиданно (уже все привыкли, что ответственные за проекты законов комитеты согласуют все поправки с Кремлем и с фракциями) Дума, вопреки мнению комитета, приняла поправку, которая отнимает у губернаторов право отстранять мэров городов, резервируя это право исключительно за президентом. Либо договоренность была достигнута в последнюю минуту (весьма возможно, повлиял конфликт с сенатом), либо имела место конспирация (тогда, возможно, она обнаружилась раньше времени). Самое обидное для губернаторов то, что они лишены прав, которые есть у парламентов - те могут распускать муниципальные думы. Положение о федеральном управлении в городах численностью более 50 тыс. человек исчезло тоже, но об этом было известно уже давно. Вместо него появилась глава о федеральном управлении в городах федерального значения - то есть в Москве и в Питере.

Теперь ключевым вопросом становится выбор между преодолением вето Совета Федерации и согласительными процедурами. Есть только одно логичное обоснование кремлевского импульса к мирному решению, обставленного в виде письма Думы сенаторам - конституционное большинство для преодоления вето не гарантировано. Именно поэтому депутаты от ОВР (мирный вариант формально исходит от Евгения Примакова), равно как и прочие, заняли позицию одновременно примирительную и угрожающую.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).