"Налоговая пауза" для нефтянки, кажется, закончилась. Через полтора года после начала экстремального роста цен на нефть правительство решило вплотную приступить к экспроприации сверхприбылей. По сути, правительство дало нефтянке полтора года передышки. Воспользовались ею компании по-разному. Одни расплатились с докризисными долгами, другие увеличили инвестиции в свои месторождения, третьи прикупили новые предприятия и неплохо поучаствовали в дележке несостоявшейся "Госнефти", а иные занялись алюминием и прочими отраслями народного хозяйства.
Еще летом минфиновские эксперты "приоткрыли" проблему: нефтяные компании платят слишком разные налоги с одной и той же тонны нефти. Так, с "приведенной" тонны ОНАКО выплатила в федеральный бюджет 186 руб., "Роснефть" - 177 руб., а вот "Славнефть" - 76 руб., а "Сибнефть" и вовсе - 49 руб. Впрочем, методика расчетов тогда же была подвергнута резкой критике, и вообще стало ясно, что вопрос чреват большими политическими скандалами.
Правительственные чиновники затаились до окончания специальной проверки. А в минувший четверг Кудрин заявил, что результаты ее "превзошли все ожидания": объем средств, уводимых от налогообложения "рядом нефтяных компаний", превысил даже те цифры, о которых "догадывался" Минфин. А руководитель ФСНП Солтаганов заявил: "Мы вышли на уровень, когда знаем о нефтяных компаниях все, и они об этом тоже знают". В основании схемы лежит метод трансфертных цен, т.е. продажи нефти внутри вертикально интегрированного холдинга по номинальным заниженным ценам. Теперь Минфин и МНС готовят доклад Путину, который, впрочем, поручил министру по налогам Геннадию Букаеву представить к 15 декабря проект указа с методикой оценки рыночных цен на нефть. Но и нефтяники не дремлют: руководители крупнейших нефтяных компаний написали письмо Касьянову о коварных планах Христенко по введению аукционов и антитрансфертных шаталовских поправках к Налоговому кодексу. Весьма вероятно, что именно с нефтяным расследованием связаны правоохранительные неприятности Кудрина: возобновление "питерского" дела и вызов в прокуратуру.
Впрочем, позиции правительства выглядят слабыми с другой стороны. Правительство интересуют в проблеме "трансфертных цен" прежде всего фискальный аспект. Поэтому вместо того, чтобы действительно либерализовать рынок и, в частности, при помощи комплексной налоговой реформы, способной легализовать "серый" бизнес, правительство планирует наделить МНС правом самостоятельно определять "рыночные" цены, что является шагом во многих отношениях сомнительным и, несомненно, породит новые перекосы в будущем. Нефтяникам же - причем, политически самому сильному среди них кусту "вертикально интегрированных" - отмена трансфертных цен грозит увеличением налоговых выплат чуть ли не по всем налогам, разрушением нынешних механизмов перераспределения финансов внутри холдинга. Неминуемо снизятся внутренние инвестиции. Так что борьба будет весьма жесткой, если стороны не начнут в ближайшее время переговоров в поисках компромисса. И они скорее всего начнут.