Как и в прошлом сентябре, каникулярное информационное затишье взорвала эпопея с "Медиа-МОСТом". Ноябрьское мировое соглашение "МОСТа" с "Газпромом", с трудом достигнутое со второй попытки, вновь сорвано. Грубая хронология последних январских событий такова: 9 января российские агентства транслировали расплывчатое заявление американского медиа-магната Теда Тернера о том, что он ведет переговоры об инвестициях в российский медиа-бизнес и, не исключено, в НТВ; на следующий день, 10 января, "Газпром" резко обвинил "МОСТ" в нарушении мирового соглашения, по которому поиски инвестора - прерогатива Deutsche Bank (и одновременно назвал слухи про Тернера блефом "МОСТа"); 11 января Deutsсhe Bank вышел из договора с "Газпромом" о поисках инвестора для контрольного пакета акций НТВ, и тут же о расторжении этого договора заявил "Газпром". "Газпром" объявил ноябрьское мировое соглашение сорванным по вине "МОСТа": "МОСТ" не перевел 19 % акций НТВ в Deutsche Bank, как обещал. Тут выяснилось, что "МОСТ" уже подал в западные суды иски, заявляя, что договор "Газпрома" с Deutsche Bank нарушает мировое соглашение, передавая Deutsche Bank право голосования мостовским пакетом акций НТВ. Одновременно Time Warner косвенно подтвердила факт личных переговоров Тернера с Гусинским, а топ-менеджер "МОСТа" Андрей Цимайло провел два дня в Генпрокуратуре, якобы пропустив в Лондоне встречу с важными потенциальными инвесторами.
Меж тем "Полит.Ру" стали известны любопытные детали. Пункт 3.6 ноябрьского мирового соглашения гласит, что после продажи Deutsсhe Bank для последующей перепродажи инвестору контрольного пакета акций НТВ (25 % + 1 акция) "МОСТ" имеет право голосовать своей 19-процентной долей в этом пакете в том же объеме, в каком он может голосовать ею и сегодня, когда она лежит в залоге у "Газпрома". То есть кроме крупных сделок, внесения изменений в устав и т.п. "МОСТ", насколько можно понять, утверждает, что в итоге нарушено именно это его право. Меж тем в пресс-службе "Газпром-Медиа" "Полит.Ру" сообщили, что по договору с Deutsche Bank от 28 декабря "МОСТ" имеет право голосовать своими акциями, то есть отвергли обвинения, с которыми "МОСТ" уже обратился в суды.
На самом деле по этой причине был сорван первый договор с Deutsche Bank 19 декабря: Deutsche Bank отказался предоставить доверенность "МОСТу" на голосование его пакетом, и "МОСТ" отказался передавать банку акции. Тогда Альфред Кох подтвердил, что договор был сорван по вине банка и призвал не драматизировать ситуацию. Теперь "Газпром" заявляет, что в новом договоре все условия мирового соглашения соблюдены, и даже готов сослаться на конкретный пункт договора, где описано право "МОСТа" голосовать своими акциями. Но в этом случае решительно не ясно, по каким мотивам "МОСТ" судится на Западе и на что рассчитывает. Ситуация проста: если в договоре "Газпром-Медиа" с Deutsche Bank от 28 декабря действительно указано, что "МОСТ" голосует своим пакетом согласно пункту 3.6 мирового соглашения, то в его срыве виноват "МОСТ". И наоборот. "Полит.Ру" ожидает комментариев от обеих сторон в ближайшее время.
Меж тем по мировому соглашению "МОСТ" сохранял за собой право отдать долг "Газпрому" (точнее - удовлетворить гарантию по кредиту банка Credit Suisse First Boston на 261 млн. долларов) следующим летом наличными. На самом деле не понятно, как ноябрьское соглашение могло быть выполнено - оно позволяет проводить операции с одной и той же суммой одновременно в разных направлениях, что все равно не может не закончиться большим ступором. Пока же интрига сохраняется - хотя бы до тех пор, пока не будет предан гласности договор с Deutsche Bank от 28 декабря.