Депутат Бундестага, архитектор Петра Мюллер выступила с публичной лекцией, посвященной проблемам градостроительства в Германии и России в рамках совместного мероприятия «Полит.ру» и Фонда Фридриха Науманна. По мнению лектора, в немецких и российских проблемах много общего, но решаются они совершенно по-разному.
В клубе ZaVtra состоялась лекция депутата Бундестага, спикера по вопросам развития города фракции Свободной демократической партии Германии, архитектора Петры Мюллер на тему «Развитие города и участие граждан – либеральные модели для Германии и России».
Проблема, которой, в частности, посвятила свою лекцию Петра Мюллер – отток населения в города. «Большие города непропорционально увеличиваются. В то время как в остальной части России есть места, которые практически пусты. 20 тысяч поселков уже не существуют», – отметила лектор.
Это связано, по словам Мюллер, с тем, что жизнь в Москве и Санкт-Петербурге гораздо комфортней, чем в любом другом месте. Мюллер привела пример из своей недавней поездки в Ульяновск. По ее словам, студенты университета, перед которыми она выступала, почти все хотели бы покинуть родной город - особенно женщины.
Этот процесс ведет к серьезным негативным последствиям. Помимо непропорционального расселения по стране, в результате массовой миграции исчезает культурный потенциал. Разрушаются исторически образовавшиеся социально-культурные связи.
С этой проблемой сталкиваются не только в России. Депутат Бундестага рассказала, что в Германии, в Берлине и других крупных городах, ощущается острая нехватка квартир, в то время как в менее популярных городах обнаруживается множество пустующих помещений: «На востоке ФРГ есть миллионы квартир, которые надо сносить. Жить там тяжело даже для людей, которые не покидали свой регион. Представьте, каково это, жить в полупустом доме».
Петра Мюллер видит одну из главных причин миграции населения в крупные города в комфорте проживания, а точнее в недостатке его в слаборазвитых регионах страны: «Люди просто хотят жить лучше. Я знаю, что если в населенный пункт регулярно не приезжает библиотека, если там отсутствует хорошее и качественное медицинское обеспечение, то человек начинает чувствовать деградацию. А в городах все эти вещи есть. Надо учитывать интересы представителей аграрных территорий, это очень крупные группы населения. Нужно развивать периферию. Мы сталкивались с этой проблемой в Германии. Из-за отсутствия перспектив на будущее молодежь уходит из сельских районов».
По словам лектора, сейчас в Германии активно работают над тем, чтобы обеспечить уютную и комфортную жизнь в регионах. Действует программы поддержки городского развития. Считается, что для этого необходимо обеспечить людям культурный досуг, высокий уровень безопасности и доступные учреждения для дошкольников.
Очень важна работа с муниципалитетами. Часто возникает ситуация, когда муниципалитеты влезают в долги, стремясь построить все возможные объекты. Чтобы избежать этого, государственная политика выстраивается следующим образом: «Малые города считают, что если они построят библиотеку и бассейн, то люди к ним приедут. Мы делаем так. Трем муниципалитетам что-то нужно, мы стараемся убедить объединить усилия. Пусть в одном будет бассейн, в другом – библиотека и т.д.» Лектор не раз подчеркивала в своем выступлении важность социальных инвестиций, которые надо делать очень продуманно.
Программы градостроительного развития имеют составной характер. Треть из инвестиций идет от федерального центра, треть от региона и треть от самого муниципалитета. Последние, по мнению Мюллер, тоже должны вносить свой вклад, а не только получать деньги.
Также депутат Бундестага упомянула, что проблем жилищного строительства касается и отказ от ядерной энергетики. В домах, для сокращения энергорасходов должна производиться санация зданий. Это поможет сократить расходы на энергию.
Лектор отметила также о том, что в Германия есть четкое деление на зоны. В каких-то зонах можно строить промышленные объекты, где-то - жилые дома и так далее. Есть множество планов застройки для районов и отдельных кварталов городов. Как правило, центральную часть городов не трогают.
Ряд строительных проектов, особенно тех, которые касаются транспортных проблем, порой вызывают недовольство населения. Массовыми протестами были отмечены планы по реконструкции вокзала Штутгарт-21 и строительства метро в Кельне.
По поводу судьбы подземки в Кельне еще остается ряд неясностей, а вот с проектом Штутгарт-21 все решено. В результате протестов населения был проведен референдум, на котором подавляющее большинство голосов оказалось за проект.
Проблема протестов против подобных глобальных проектов возникает во многих городах по всему миру. В Москве, например, их вызывает реконструкция Ленинского проспекта. В связи с этим после лекции корреспондент «Полит.ру» взял экспресс-интервью у Петры Мюллер, чтобы выявить различия в том, как ведут себя власти городов Германии и России по отношению к активным возражениям жителей против подобных планов.
В Москве возникают протесты по поводу градостроительных планов властей. Последняя подобная большая история связана с реконструкцией Ленинского проспекта. Были проведены публичные слушания, но их легитимность ставится под сомнения. Какова ситуация с подобным в Германии? Не оспаривался ли результат референдума по поводу «Штутгарта-21»?
Я не могу сказать ничего о прозрачности действий здешней администрации и механизмов, которые при этом используется. Я могу говорить только о наших механизмах и структурах, которые в этой области работают. У нас каждый член комитета по проектированию, каждый член совета общины (муниципалитета) имеет право обратиться с возражением, которые граждане им подают. Они все подшиты в соответствующие папки, дела проекта, и они имеют право обратить и оценить, что правильно, а что неправильно.
Теперь о протестах. Протесты не управляются, а возникают спонтанно по желанию граждан, потому что они боятся, не владеют достаточной информацией. Не могу сказать, какой протест эффективней, когда выходят десять человек или тысяча человек. Это, в общем, и неправильно – оценивать протесты по численности граждан, потому что даже протест одного человека должен иметь вес. По инициативе «Штутгарт-21»: этот проект уже получил одобрение, просто он длился слишком долго, и граждане забыли, что они там одобрили десять лет назад. Когда они увидели масштабы этого проекта, они испугались, им не хватало информации. Коммуникация в этих процессах очень важна, и в результате граждане вышли на улицу и заявили, что люди этого проекта не хотят. И тут не важно, выйдет десять человек, сто или тысяча. Важно, что граждане объединяются и выражают свое мнение.
Как устроена реакция на подобное в Германии?
Если протестующие граждане пригласят германского политика на свой митинг, я очень сомневаюсь, что он не придет. Если будет известно, что германский политик избегает дискуссии с критически настроенными группами граждан, это крайне негативно скажется на его имидже. Люди объединяются, чтобы выразить свой протест, а СМИ сопровождают этот процесс таким образом, что федеральная земля и даже граждане других стран узнают о том, что происходит. Так они узнали об инициативе «Штутгарт-21». Железная дорога была вовлечена в этот процесс, земельное правительство было вовлечено в этот процесс. Это происходит автоматически, тут не нужны какие-то дополнительные импульсы, все происходит само собой. Политики и протестующие не могли прийти к общей позиции, поэтому они были вынуждены привлечь посредника. Это был Хайнер Гайслер. Он бывший политик, пожилой человек. Эти дискуссии шли по телевидению, вживую.
А как наладить диалог между жителями и властями? Один из чиновников, занимающийся строительством, как-то сказал, что жители всегда будут против стройки перед их домом. По его мнению, нельзя из-за протестов отказываться от развития города.
Я думаю, что конфронтация не может быть положительным вариантом взаимодействия. Строительные проекты, безусловно, затрагивают среду, в которой мы живем, причем затрагивают надолго. Здания могут стоять в течение ста лет. И здесь важно учитывать мнение граждан. Протест не может заблокировать любое строительство, но тут важен диалог, коммуникация. И в том случае, если коммуникация состоялась и какое-то решение было принято, все стороны должны воплощать это решение в жизнь, принять этот факт. Здесь важно и участие граждан, чтобы они не чувствовали, что решение принимается без них.
Что касается планирования градостроительных процессов… Здесь система участия граждан в Германии работает неплохо. Все градостроительные планы обнародованы. Их можно посмотреть, можно поднять протест, сформулировать в письменном виде. Протесты попадают в администрацию. Подключаются политики. Вот таким образом все происходит.
Есть еще и третья сторона – застройщики. Многие хотят строить в дорогих центральных района города – и только на этих условиях готовы инвестировать деньги. У них возникает конфликт с жителями, который власти не могут решить с результатом, удовлетворяющим обе стороны?
Я считаю, что человека, который хочет инвестировать деньги даже с целью заработать на этом, не стоит называть злым. В Германии мы занимаемся градостроительным планированием и зонированием городов. Мы говорим о том, что мы защищаем зеленые насаждения, жилые кварталы, кварталы, где располагаются малые и средние предприятия, мы защищаем промышленные зоны – некоторые вещи смешивать нельзя. Если их смешать, произойдет крах и коллапс. Можно представить, что в одной зоне будет находиться крупный магазин, офис, и жилье. Ну, тут все должно быть четко продумано, причем на годы вперед. Я задаю некоторые правила игры, эти правила фиксирую, а потом все их придерживаются, и нет никаких конфликтов.