Американской издание Bloomberg заинтересовалось темой динамики в отношениях между Германией и США, которую оно теперь систематически отслеживает.
Между Германией и США, пишут авторы одного из материалов, продолжаются пререкания, начавшиеся еще на этапе избрания Дональда Трампа президентом США. Сейчас Трамп рассыпался в похвалах Британии и Франции, после того как они поучаствовали в инициированной США военной операции против Сирии, а в адрес Германии высказал критику, потому что она отказалась присоединиться к операции. Номинант на должность следующего американского посла в Германии Ричард Гренелл, тоже высказал мнение, что Германии следовало поддержать карательную группу.
США, комментирует Bloomberg, игнорируют тот факт, что Германия испытывает естественную послевоенную осторожность в том, что касается использования военной силы. На фоне общей напористости нынешнего американского руководства у Берлина из-за этого складывается все более отчетливое впечатление, что США принципиально пренебрегают союзническими отношениями. Ослабление союзных связей, в свою очередь, может восприниматься, с одной стороны, как личное оскорбление канцлеру Германии Ангеле Меркель, а с другой стороны, как повод для экономической тревоги (особенно с учетом пошлинных торговых барьеров).
Особенно разителен контраст с тем, как взаимодействовала с Германией предыдущая американская администрация президента Барака Обамы. В тех случаях, где Берлин легко находил с прежней общий язык, с нынешней контакт дается с большим трудом. Наилучшим образом взаимодействие складывалось с бывшим американским советником по национальной безопасности Гербертом Макмастером, но он теперь выбыл из администрации.
Одна из тонкостей сложившейся ситуации в том, что США сейчас начали заигрывать с французским президентом Эммануэлем Макроном, которого Трамп пригласил на следующей неделе посетить Вашингтон. Дело в том, что Франция во главе с Макроном сейчас считается одним из главных идейных партнеров Германии в ЕС. Но отношения с США у них складываются очень по-разному. Команда Меркель с большим трудном организует поездку своего канцлера в Вашингтон. Макрона США воспринимают как «своего человека» в Европе.
Отказ Германии от участия в операции лишний раз утвердил вашингтонское руководство в мнении, что с Германией договариваться трудно. Германия тоже это осознает, однако она также осознает и то, что с США так или иначе необходимо налаживать отношения. Ранее, оговаривают авторы, был период, когда казалось, что Меркель может совладать с Трампом. В 2017 г. она начала взаимодействовать с его дочерью Иванкой Трамп. Расчет был в том, что, заручившись ее поддержкой, она получит и инструмент для влияния на Дональда Трампа. Но этот сценарий не сработал: Меркель так и не попала круг трамповских лидеров-фаворитов.
С точки зрения Берлина, это прискорбно, потому что Германии нужно каким-то образом добиваться уступок в торговой сфере. Теоретически в качестве потенциальной точки пересечения интересов остается еще Китай, против которого есть шанс подружиться с США. Однако шанс этот сейчас представляется все более эфемерным. А угроза, что Германия окажется жертвой торгового противостояния между Китаем и США, представляется все более реалистичной. Между тем, грядут и новые рискованные моменты. А мае Трамп будет принимать решение о дальнейшей судьбе иранской сделки. Иранская сделка может оказаться очередным пунктом разногласий между Германией и США