будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Мир

Грех «управления конфликтами»

Грех «управления конфликтами»
52_01

Вчера в эфире «Эха Москвы» президент Грузии Михаил Саакашвили не только оправдался за несколько последних истерических заявлений о «руке Москвы» в недавней диверсии на газопроводе, но даже выглядел лучше российской официальной риторики. Полный выигрыш был достигнут в одном пункте: Саакашвили заявил о том, что Грузия в одностороннем порядке ввела упрощенный визовый режим для российских граждан на фоне ужесточения визового режима с нашей стороны.

Один такой политический ход способен сгладить впечатление от обычного агрессивного популизма и даже от потрясающей историософии в том духе, что Грузия была оккупирована в 1921 году… как и сама Россия. Это конструкция – приличный экспортный (на сей раз антисоветский, а не антироссийский) вариант глупой и избыточной национальной мифологии, использующей, подобно всем новым национальным государствам (и не государствам), лубочный образ внешнего врага и угнетенной, страдательной нации.

Агрессивный национализм – это главная шестеренка политического распада и крови от Балкан до Кавказа, в этом - катастрофа распада, основной знак эпохи завершения Холодной войны. По-человечески, везде, где я вижу националистическую страдательную  риторику (все равно - в бывших ли «колониях» или бывших «метрополиях»), становится противно, потому что дальше - кровь. Как противно и когда политики (надеюсь, тщетно) пытаются поссорить, скажем, русских и грузин. И здесь, как это ни печально, больше половины вины на политиках российских: визовая война против граждан Грузии (не против политиков!) была начата задолго до «революции роз», и мы даже поименно знаем авторов такой политики в Администрации Президента.

Это по-человечески. А аналитически понятно, что т.н. непризнанные государства, возникшие на месте пролитой крови, – это главный вызов для любой современной политики. Понятно, что тут у стран и элит возможны две позиции: (1) пассивно-агрессивная, с попыткой разыгрывать страдательный национализм и исторические обиды, (2) проектная, с намерением находить наднациональные механизмы. Первая позиция означает, что ее носителей будут использовать все, кто сможет освоить вторую.

Так, националистическая карта в Восточной Европе была нормально упакована в наднациональный проект Европейского Союза и не раз еще будет использована в политической торговле с Россией всеми, кто ее захочет использовать. Это – пассивная, страдательная позиция, используемая наднациональными проектами. Идеология нынешнего грузинского руководства, в отличие от идеологии режимов 90-х, не исключительно национально-популистская: там есть наднациональная компонента американской идеологии всемирной демократии и концепции «народа». И это было, кстати, ключом «присоединения» Аджарии.

А что есть у России, кроме эксплуатации исторической обиды, в чем ее «имперский модуль», то есть способ иметь внешнюю политику, предлагать наднациональные проекты? На месте внешней политики, как мы уже замечали, у нас находится «Газпром». Это уже неплохо, по крайней мере, понятно, что Россия будет бороться за энерготранспортные пути и в перспективе не будет никого дотировать задаром. Это хорошо, потому что предсказуемо для партнеров и понятно для населения, за этим концептом стоит экономическая реальность, а не просто слова.

Другое дело, что одной энергетической политикой, даже мирового значения, не только нельзя ограничивать политику в отношении ближайших соседей, но даже и свою территорию удержать не удастся. Чтобы быть только «мировой энергетической державой» без другого смыла и идеологии, не нужны такая территория и столько граждан.

Критерий существования внешней политики – это наличие проектов для непризнанных государств СНГ: кто найдет способ остановить волну национального распада, тот и будет управлять. Но до сих пор дело ограничилось провалом плана Козака в Приднестровье и сомнительной политикой на Кавказе. Если игру в «управляемые» конфликты где-то далеко можно еще иногда считать разумным цинизмом в духе старой доброй Британской империи, то тот же принцип, реализуемый у своих границ, в отношении наших, советских, в сущности, людей – это свинство.

Странно думать, что держать Южную Осетию и Абхазию вне всяких перспектив нормального развития - с одной стороны, и «немножко» ослаблять Грузию, с другой, – это как-то соотносится с интересами России, и что это – «управление конфликтом». Лучше уж ракеты на Кубе на всякий случай держать: по крайней мере, конфликт дальше от наших границ.

Понятно, что пожертвовать одними (например, абхазами) в интересах других (например, грузин) – тоже не выход. Но выходы в таких ситуациях бывают. Конечно, каждый случай «непризнанного государства», возникшего в результате войны и «чистки», имеет особенности. Но поверх уникальности каждого случая понятно, что «миротворческий модуль» невозможен без (1) способов уменьшить значение границ для населения и элит и (2) умения обращаться не только к действующим элитам, вышедшим из войны, но и к тем, кто придет им на смену, к населению и гражданам.

Способы уменьшения значения границ бывают разные. Так, возникновение СНГ целое десятилетие сглаживало национальные конфликты, являлось отсылкой к опыту совместного проживания в  СССР. Но этот инструмент уже исчерпал себя. Действующий мировой образец – это ЕС, и именно за него цепляется и Грузия. Но у Европы есть Косово с Сербией, и еще неизвестно, как они будут справляться с проблемой, дадут ли образец для непризнанных государств СНГ.

Пока можно конкурировать и сотрудничать, а значит - России нужен инструмент, который мог бы быть предложен вместо СНГ, сильнее СНГ. Например, настолько, чтобы вступление в него, скажем, Молдавии (с Приднестровьем) могло бы немного снизить остроту вопроса о собственной независимости для Приднестровья. А какое-то общее пространство для России и Грузии могло бы несколько сгладить опасения у населения Абхазии по поводу новой войны. Далеко зашедшие конфликты разрешаются путем соотнесения с высшей, приемлемой для обеих сторон инстанцией, и за участие в создании этой позиции можно конкурировать, по поводу нее можно договариваться. 

Способы обращаться к гражданам могут быть тоже разные: миграционные послабления, инвестиции, рынки, доступ к образованию. Предоставление гражданства - возможный путь, но не в качестве геополитической карты, а в качестве настоящего удобства для населения. То, что мировое сообщество не признает какие-то границы, совершенно не повод не признавать граждан, и их бизнес. Тем более важно дать возможность элитам международным образом оформить собственность и капиталы, что тоже снизило бы остроту вопроса о независимости.

Кроме того, там, где Россия силовым образом гарантирует безопасность, она может заработать себе право обращаться к гражданам напрямую, минуя элиты, играя в установление справедливости по линии элиты-население, а не так, как в Абхазии. И это главный способ уберечься как от прямой военной пропаганды, так и от «чужой» революции.

На самом деле, у России могли бы быть способы общения с населением, которые выдерживали бы конкуренцию с западной агитацией «за демократию». Дело ведь не просто в демократии, а в том, чтобы никакая одна часть страны не могла другую ее часть объявить неправильной, чей-то язык и традиции ущербными, а народы несуществующими. Никакая националистическая мифология не может выступить конкурентом неподдельной исторической общности и культурного родства, а прекращение агрессивной националистической агитации может быть внешнеполитическим требованием.

И здесь мы смыкаемся с третьим пунктом – Россия должна суметь показать образцы комфортного устройства национальных республик и наднациональной справедливости. До чего, понятно, пока далеко, хотя все условия есть. 

А начинать нужно с построения с нуля позиции честного брокера во всех конфликтах в СНГ, то есть не подыгрывать слишком грубо какой бы то ни было стороне, не игнорировать и не продавливать силой ничьи позиции, двигаясь в интеграционной, наднациональной логике, а не в логике «управления национальными конфликтами». Конфликтами управляем уже не мы.

См. также:

  • Язькова. Нестандартные решения для непризнанных республик
  • Черкасов. Вольные города и двойные стандарты
  • Долгин. Точка сборки или время "разборки"
  • Маркедонов. Россия уходит из СНГ-2
  • Маркедонов. Атака на Дагомыс
  • Маркедонов. Армянский цветок в черном саду
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).