Сегодня большая часть офицеров, подчинявшихся ранее генералу Роману Думбадзе, покинули часть в знак протеста против решения Думбадзе перейти на сторону Аслана Абашидзе. Напомним, что 19 апреля Думбадзе заявил, что отказывается подчиняться Минобороны Грузии и Верховному главнокомандующему и переходит под власть президента Аджарии Аслана Абашидзе.
Встать на сторону Думбадзе отказались 42 офицера. "В батумской бригаде остаются 250 солдат и десять офицеров, которые продолжают находиться в гарнизоне. Но это не значит, что они поддерживают Думбадзе. Эти офицеры приняли решение остаться в гарнизоне и следить за сохранностью военной техники", - сообщил источник в Минобороны. Как утверждают приехавшие в среду из Батуми офицеры, в ближайшие часы территорию гарнизона оставят около 100 солдат, которые вернутся в свои дома до восстановления министерством обороны Грузии полного контроля над ситуацией в батумской бригаде.
Думбадзе перешел на сторону лидера Аджарии в знак протеста против решения президента Грузии Михаила Саакашвили освободить его от должности. На его место был назначен Виктор Микеладзе. Однако Думбадзе не согласился с таким решением. "Я не собираюсь уходить с должности начальника бригады, а Виктору Микеладзе советую собрать свои вещи и вернуться в Тбилиси", - заявил Думбадзе в понедельник на пресс-конференции в Батуми. Он также сообщил, что не признает обвинений в свой адрес и отказывается подчиняться верховному главнокомандующему. "Согласно Конституции Аджарии, Аслан Абашидзе является верховным главнокомандующим Аджарии, и я вместе с 547 военнослужащими 25-й бригады переходим в подчинение Абашидзе", - сказал Думбадзе. Комментируя заявления Думбадзе, заместитель секретаря Совета нацбезопасности Грузии Николай Вашакидзе сказал, что "эти заявления содержат элементы преступления". "Я не исключаю, что генерал Думбадзе сделал такие заявления под чьим-то давлением", - отметил Вашакидзе.
Верховный суд Грузии во вторник выдал санкцию на арест Думбадзе. Генеральная прокуратура Грузии уже объявила его в международный розыск. Думбадзе обвиняется в измене Родине, в незаконном захвате военной власти, в неподчинении властям, в создании незаконных вооруженных формирований, в злоупотреблении служебным положением, в незаконном приобретении, перевозке и хранении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также в других преступлениях.
"Возможно, сегодня на территории Аджарии нам сложно проводить определенные мероприятия, но это не значит, что мы не сможем провести их завтра или послезавтра. Думбадзе практически является узником Аджарии, так как в случае, если он вдруг покинет автономию, он будет арестован в любом регионе Грузии или любом другом государстве", - заявил Генпрокурор Грузии.
Аслан Абашидзе отреагировал на ситуацию как всегда эмоционально. В Грузии может повториться трагедия Абхазии и Южной Осетии, заявил он в интервью телекомпании "Аджария". "Центр предпринимает против Аджарии такие же меры, какие он предпринял в свое время против Абхазии и Южной Осетии. Всем известно, чем это закончилось", - сказал Абашидзе.
По мнению лидера автономии, президент Грузии Михаил Саакашвили "вышел за все рамки, он бездоказательно выносит приговоры людям, хотя как глава государства обязан быть гарантом безопасности населения, а не угрожать ему".
Абашидзе также обвинил президента Грузии в невыполнении взятых на себя обязательств. Речь идет о недавней договоренности между Абашидзе и Саакашвили, в соответствии с которой Тбилиси обязался не производить в Аджарии назначений в военной области без согласования с Батуми. Однако эта договоренность не была выполнена, что, по словам аджарского лидера, приводит к усилению напряженности между сторонами.
По мнению опрошенных “Полит.ру” экспертов, ситуацию с мятежным генералом нужно рассматривать в контексте взаимоотношений Грузии с Аджарией, как еще один индикатор конфликта между центром и автономией.
Главный научный сотрудник Института международных и политических исследований РАН Алла Язькова считает, что в ближайшее время конфликт будет заморожен. “Проблема в ближайшее время не решится, потому что действуют не только политические, но и экономические факторы: Батумский порт, заинтересованные в сохранении монополии бизнес-структуры, самостоятельные взаимоотношения с Россией и Турцией”. Именно это, по мнению Язьковой, не дает Абашидзе согласиться на условия Саакашвили, поэтому проблема автономии будет решаться на протяжении длительного времени.
Что касается непосредственно ситуации с батумским генералом, то, по мнению Язьковой, в бригаде произойдет раскол. Часть офицеров и военнослужащих, завязанных на россйискую военную базу, поддержит Думбадзе, другие, симпатизируя идеям Саакашвили, – центральную грузинскую власть.
Эксперт отмечает разнородность настроений в Аджарии. С одной стороны, есть уже упоминавшиеся бизнес-структуры, не заинтересованные в централизации; Абашидзе пытается опереться на российскую военную базу, которая, однако, сохраняет нейтралитет. А с другой, и это хорошо показали парламентские выборы, значительная часть населения, особенно молодежь, поддерживает центральное грузинское руководство.
Еще одним важным фактором, влияющим на эту ситуацию, является заинтересованность третьих стран (США и России) в сохранении территориальной целостности Грузии. Для России Грузия важна как форпост на Кавказе, а для США, прежде всего, из-за нефтепровода, поскольку именно через Батуми поступают стройматериалы и комплектующие.
Зампред совета Кавказского института мира, демократии и развития Эмиль Адельханов также считает, что конфликт между мятежным батумским генералом и Тбилиси закончится ничем. Правда, по его мнению, во многом виноват сам грузинский лидер. “Саакашвили демонстрирует силу только на словах”. По мнению правозащитника, нет политической воли разрешить конфликт с Аджарией дипломатическим путем. “В ситуации с Думбадзе Саакашвили пытается демонстрировать силу, но реально сделать ничего не может. А заявления, которые делают обе стороны, идут во вред им самим”, - комментирует Адельханов. Он считает крайне опасными и неэффективными те методы, которыми Тбилиси пытается усмирить Абашидзе: “Саакашвили сделал громкое заявление по поводу батумского генерала, все демократические силы брошены на недопущение чемпионата по шахматам в Батуми. Никакого позитивного эффекта от этих действий нет, они только приносят вред”.
По мнению правозащитника, как раз Абашидзе находится сейчас в крайне уязвимом положении. “Во-первых, в Аджарии выросла оппозиция, а во-вторых, он потерял свой главный козырь - возможность говорить, что его подданные живут лучше, чем в Грузии. Я был недавно в Аджарии, видел, как там люди живут – обшарпанные дома, постоянные перебои с водоснабжением. Вот этот фактор - самый ключевой для любого правителя. Тбилиси же, вместо того, чтобы подождать, когда Аслану придет конец, делает так, что его конвульсии приносят вред не только Аджарии, но и всей Грузии”.