будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Мир
Гриценко Григорий

Инфляция вместо дефолта

Долгожданное решение ФРС США о снижении процентной ставки пока не вызвало какой-либо позитивной реакции на рынке, хотя процент снижения был достаточно большим и превзошел ожидания многих аналитиков. Снижение ставки с 5,25% до 4,75% – это достаточно серьезный шаг, но, как может оказаться, недостаточный для того, чтобы улучшить ситуацию. Вполне вероятно, что ФРС придется понижать ставку и дальше, стремясь скорее выправить сложившееся положение дел.

А положение складывается не самым лучшим образом. В свое время, в 2002-2004 годах, благодаря тому, что процентная ставка по кредитам американских банков была очень низкой, масса низкодоходных семей смогли получить кредиты на приобретение жилья, так как и у банков-кредиторов, и у самих заемщиков была уверенность, что обслуживать такой «дешевый» кредит они смогут. Правда, как выяснилось позже, эта уверенность покоилась на достаточно зыбком фундаменте. Банки, выдавая ипотечные кредиты, устанавливали в кредитных договорах не фиксированную, а плавающую процентную ставку, что является совершенное естественным – банки страхуются от процентного риска, то есть от недополучения прибыли из-за возможного роста ставок в будущем. Но эта плавающая ставка оказалась совершенно неподъемной для заемщиков, когда она с уровня в 1% годовых поднялась до уровня 5% годовых (здесь идет речь о ставках ФРС, сами же банки кредитуют клиентов по более высокой ставке, используя ставку ФРС только как базисную). После такого роста ставок выяснилось, что низкодоходные семьи выплачивать ее не могут, и по большому количеству кредитных договоров начались неплатежи. В результате вместо гипотетической недополученной прибыли банки стали получать вполне реальные убытки.

Дальнейшее уже хорошо известно. Как только информация о неблагоприятном положении дел у банков проникла на рынок, курсы их акций стали стремительно падать, таща за собой и общий фондовый индекс. В свою очередь, падение фондового индекса могло неблагоприятно сказаться на финансовом состоянии уже большого круга семей, а не только низкодоходных домохозяйств – у миллионов американских семей есть в собственности акции и, что самое главное, эти акции заложены коммерческим банкам под обеспечение потребительских кредитов, которыми американские семьи активно пользуются. И по условиям этих потребительских кредитов, если стоимость обеспечения снизится (то есть курсы акций упадут), то заемщик должен или внести дополнительное обеспечение, или погасить часть задолженности. Естественно, выполнить эти условия смогут далеко не все домохозяйства, а значит, риск дефолта по кредитам распространяется на большее число заемщиков, а не только задолжавших по ипотеке.

Вот этот риск дефолта по потребительским кредитам из-за падения курсов акций и заставил руководство ФРС пересмотреть свою политику в области процентных ставок и перейти от их повышения к очередному понижению. Понизив базисную процентную ставку (то есть сделав «деньги дешевле»), ФРС автоматически повысила стоимость капитала (то есть вызвала повышение курсов акций на американских фондовых биржах). А это повышение, в свою очередь, повысит стоимость имеющегося обеспечения потребительских кредитов, и американским домохозяйствам не нужно будет в срочном порядке изыскивать средства для внесения дополнительного обеспечения.

Таким образом, можно сказать, что текущие проблемы, стоящие перед американской экономикой, ФРС решила, хотя будет ли достаточно одного такого снижения ставок, неизвестно. Для многих заемщиков и 4,75% годовых наверняка являются очень высокой ставкой, выплачивать которую они не в состоянии, поэтому ФРС может продолжить снижать ее дальше. Но это снижение позволит только разгрести ситуацию и не вызвать волну банкротств домохозяйств-заемщиков и банков-кредиторов. А вот поможет ли оно исправить положение дел в американской экономике в целом – это большой вопрос.

Нам уже неоднократно приходилось писать о том, что так называемый «экономический рост» в США, который якобы начался после 2002 года, когда администрация Дж. Буша-мл. стала приводить в действие пакет мер по стимулированию экономики, оказавшейся в депрессивном состоянии после краха интернет-пузыря в 2000 году и террористических атак в 2001 году, был вовсе не ростом, а так называемой «мягкой посадкой». Дело в том, что у американских корпораций в период предшествующего экономического подъема (а это был действительно подъем) накопилась масса непроданных товаров и масса несамортизированного производительного капитала. И им надо было помочь избавиться от избыточных запасов товаров и от избыточных запасов капитала.

Это избавление производилось по уже хорошо известной схеме, главным в которой было снижение процентных ставок, то есть удешевление денежного капитала. Снижение процентных ставок делало кредит более доступным, а эта доступность кредита, во-первых, позволила корпорациям сэкономить на рефинансировании запасов, пока они распродавались, во-вторых, позволила американским домохозяйствам расширить свою задолженность и, соответственно, увеличить закупки товаров и, в-третьих, дала возможность федеральному бюджету США расширить государственный долг, и тоже, в свою очередь, увеличить свои закупки.

Таким образом, в результате искусственного расширения покупательной способности двух крупных секторов – домохозяйств и государственной администрации – корпорации смогли распродать свои товарные запасы и полностью или частично самортизировать избыточный производительный капитал. После этого можно было считать, что «мягкая посадка» завершена.

Когда администрация США и ФРС поняли, что корпорациям ничего серьезного больше не грозит, они решили, что пора переключаться на ликвидацию побочных явлений, без которых не обходится ни одна политика. В данном случае побочным эффектом была инфляция, так как денежная масса закачивалась в обращение чересчур активно. И если для ликвидации избыточных товарных запасов использовалось снижение процентной ставки, то потом для ликвидации избыточного денежного запаса процентную ставку стали повышать. Инфляцию это действительно приглушило, но вызвало к жизни другой побочный эффект в виде неплатежей по ипотечным кредитам, стоимость обслуживания которых стала непосильной для очень многих заемщиков. Так что теперь ФРС снова приходится понижать процентные ставки, сделав выбор между дефолтом по кредитам и инфляцией в пользу последней. Иначе последствия для американской экономки могли бы стать слишком плачевными.

Обсудить статью

См. также:

  • Гриценко. Глобальные качели мировой экономики
  • Гриценко. Транспортный выход из ипотечного кризиса
  • Гриценко. Американский баланс
Гриценко Григорий
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).